На сегодня мы запланировали посещение церкви святой мученицы Фелицитаты, которая находится на другом берегу Арно. По пути следования мы переходим мост Понте Веккьо на котором находится памятник Бенвенуто Челлини. 26 мая 1901 года был торжественно открыт памятник-фонтан посвящённый выдающемуся скульптору, ювелиру и живописцу Бенвенуто Челлини. Открытие было приурочено к 400-летней годовщине со дня рождения мастера, появившемуся на свет во Флоренции 3 ноября 1500 года:
Разработал проект памятника-фонтана уроженец Флоренции скульптор Рафаелло Романелли (1856-1928). Им же был выполнен бюст Бенвенуто Челлини:
Мы внимательно разглядываем по дороге все интересные вещи. Вот коридор Вазари, который выходит из Уффици в третьей галерее между залами XXV и XXXIV, подходит к Арно, поддерживаемый несколькими арками, затем пересекает реку по Старому мосту (Понте Веккьо), углубляется между домами и дворцами во флорентийские кварталы по ту сторону Арно и примыкает к фасаду церкви Санта Феличита (Великие герцоги присутствовали на богослужении на особом балконе, и другие прихожане их не видели).
Одна из древнейших церквей Флоренции (первое культовое сооружение на этом месте датируется 5 веком), церковь святой мученицы Фелицитаты, находится в непосредственной близости к мосту Понте-Веккьо, слева от коридора Вазари, на одноименной площади Piazza Santa Felicita.
Нынешнее сооружение 18 века построено на фундаменте предыдущей романской церкви, в свою очередь, построенной на месте кладбищенского христианского собора 5 века. Первая церковь, вероятно, была значительных размеров и была посвящена святой Фелицитате, жившей в Карфагене в эпоху императора Марка Аврелия. Церковь была разрушена в результате одного из набегов готов или лангобардов.
В 11 веке началось строительство нового сооружения, и в 1059 году новая трехнефная церковь, в романском стиле, была освящена папой Николаем II.
Нынешнее здание церкви – результат радикальной перестройки 18 века (начало датируется 1735 годом), проведенной по проекту Фердинандо Руджери.
В интерьере церкви огромную художественную ценность представляют капелла Барбадори-Каппони, капелла Каниджани, Большая капелла, зал капитула, ризница.
В первый раз я была в церкви св. Фелицитаты несколько лет назад движимая огромным желанием увидеть шедевр Якопо Понтормо (1494–1557), итальянского художника, одного из основоположников маньеризма. На занятиях в Эрмитаже наша преподавательница И.С.Белят вдохновенно рассказывала нам о Понтормо и его работах. Тогда всё внимание было направлено на "Снятие с креста" и я не слишком хорошо запомнила интерьер церкви.
Якопо Каруччи, известный как Понтормо, родился 26 мая 1494 года в Понтормо - предместье Эмполи, небольшого тосканского городка, расположенного между Пизой и Флоренцией. В самом начале своей жизни Якопо пришлось столкнуться с потерей всех родных: в 1499 году умирает его отец - живописец, ученик Гирландайо; в 1504 году умирает мать, через год - дедушка и бабушка, а после них - его единственная сестра. Рано повзрослевший, угрюмый и замкнутый одиннадцатилетний мальчик приезжает во Флоренцию, где находит свое место в мастерской Леонардо да Винчи, однако быть учеником великого мастера ему приходится не долго - в 1506 году Леонардо отправляется в Милан, рекомендуя своего ученика в мастерскую Пьеро ди Козимо.
Не так уж много сведений о его биографии. В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата. Будучи от рождения человеком нелюдимым, он превратил свое жилище в подобие убежища отшельника: оборудовав чердак, он проводил там целые дни, убрав лестницу, чтобы никто его не тревожил. Он был чудаком, непрактичным, мечтательным, за работой забывавшим о сроках. По-видимому, художника не так волновал результат трудов, сколько их процесс, бесконечные поиски новых решений. Он готов был уничтожить свои произведения, казавшиеся другим совершенными, чтобы вновь погрузиться в поиски и еще улучшить свой замысел. Еще в ранней юности Понтормо была предсказана великая будущность, сначала Рафаэлем, а затем Микеланджело, причем любовью последнего он пользовался всю свою жизнь. Однако это отнюдь не сделало его высокомерным. Как гений, поглощенный своим искусством, Понтормо вообще мало придавал значения чужим мнениям, а будучи человеком благородной, щедрой души, никогда не знал зависти и заботливо, с любовью пестовал своих учеников.
Большее место в творчестве Понтормо занимают глубоко трагические образы, выразившиеся прежде всего в его церковных росписях и картинах. В созданном в 1525-1528 годах "Положении во гроб" (или "Снятие с Креста") для церкви Санта Феличита во Флоренции все новые художественные идеи достигают своего полного развития. Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне. Фигуры громоздятся одна над другой вдоль плоскости картины, причем они как будто лишены тяжести, словно парят в различных позах. Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках. Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение. (Эта новая палитра Понтормо сформировалась не без влияния проникнутой готическим духом живописи Северного Возрождения и в первую очередь А. Дюрера.) К искусству средневековья восходят складывающиеся в причудливые узоры, словно живые, драпировки и стереотипность ликов, в которых стерта индивидуальность черт и выражений. Однако властвует в этой картине страшное, безусловное, сокрушающее горе. Это оно не оставляет места для личного, для внимания к индивидуальному человеческому переживанию; оно лишает фигуры почвы под ногами, заставляет их парить в изломанных позах и придает жуткий мертвенный оттенок сиянию красок. В творчестве Понтормо мир получил совсем другое освещение, чем у мастеров Возрождения. Если у них человеческая личность стоит в центре мироздания, наполняя его своими импульсами и диктуя свои законы, личность царящая или борющаяся, исполненная внутренней силы, достойная или аморальная, то у Понтормо главную роль играет некая атмосфера, некие таинственные владеющие миром силы, игралищем которых является напряженно улавливающий их человек. Эта принципиально новая позиция позволила ему совершить переворот и в портретном искусстве, снять с него классические шоры и осветить психологические глубины человеческого существа.
Понтормо. Алтарный образ из капеллы Каппони в церкви Санта Феличита (Флоренция). Снятие с креста. 1525-1528 гг., фрагменты.
Всмотримся в лица, в которых стерта индивидуальность черт. Только страшное, безусловное, сокрушающее горе...
Руки переплелись...
Очень сильное впечатление и воздействие этих ликов, отрешённых от всего внешнего. Только горе, застывшее в глазах и уголках губ. Изломанные очертания фигур и необыкновенные сочетания красок. Только у Понтормо и у ни кого больше (!) такой необычный красный, бледнорозовый и холодящий голубой. Трудно оторваться от этого изображения...
Оно (изображение) в капелле Барбадори-Каппони (Cappella Barbadori-Capponi) – первой справа от главного входа. Автором проекта капеллы является Брунеллески. В капелле – шедевры Понтормо «Снятие с креста» и «Благовещение Богородицы» (1525 – 1528), одни из величайших творений маньеризма, люнеты на парусах купола с изображением евангелистов работы Понтормо и Бронзино:
Капелла Барбадори-Каппони. Понтормо - «Благовещение Богородицы» (1525 – 1528):
Понтормо. Фрагмент. Ангел благовещения. 1527-1528 гг.:
Понтормо. Благовещение, фрагмент. Дева Мария. 1527-1528 гг.:
Понтормо. Два из четырех тондо с изображениями евангелистов из капеллы Каппони в Санта Феличита во Флоренции. Евангелист Иоанн. 1525 г.:
Понтормо. Евангелист Лука. 1526 г.:
Chiesa di Santa Felicita, интерьер:
Giorgio Берти. Санта Фелицитатa призывает детей к мученичеству (~ 1824 г.):
Simone Pignoni. St. Louis, король Франции, приглашает на пир бедных (1682 г.):
Jgnazio Hugford. Тобиа посещает отца (1741):
В ризницу мы не попали. Много фотографий оказались некачественными. Последний взгляд на капеллу Барбадори-Каппони с Понтормо:
Поразмыслив, я решила включить в сообщение ещё несколько работ Понтормо. И неважно, что они написаны не для церкви святой Фелицитаты.
Понтормо. Портрет дамы с корзиночкой для пряжи. 1516 г. Галерея Уффици:
Понтормо. Портрет ювелира. 1517-1518 гг. Париж, Лувр:
Понтормо. Портрет Козимо Медичи Старшего. 1518-1519 гг. Галерея Уффици:
Понтормо. Портрет музыканта. 1518-1519 гг. Галерея Уффици:
Понтормо. Архангел Михаил. Фрагмент. 1519 г. Эмполи. Музей Колледжата:
"Алтарь Пуччи" или "Святое собеседование с Мадонной, Младенцем и святыми: Иосифом, Иоанном Евангелистом, Франциском и Иаковом", создан в 1518 году, когда Понтормо находится под влиянием гравюр представителя Северного Возрождения Альбрехта Дюрера:
Понтормо. Встреча Марии и Елизаветы (1528-1529 гг.):
Сколько смотрю на эту работу, столько размышляю, о чём думал Мастер, когда удваивал Марию и Елизавету. Но, необыкновенно красиво! Наперекрёст красные (как языки пламени) и оливково-зелёные одежды у двух Марий и двух Елизавет.
Понтормо. Фрески Времена года на вилле Медичи в Поджо а Кайано, правая часть люнета. Вертумн и Помона. Фрагмент. 1520-1521 гг.:
Очаровательная Помона!
Понтормо. Автопортрет. 1526 г.:
Источники:
http://www.art-drawing.ru/gallery/category/808-pontormo-jacopo
http://www.peoples.ru/art/painter/yakopo_pontormo/