Booking.com

Флоренция - Фьезоле. Путешествие на туристическом автобусе.

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Прошло уже более 2000 лет с тех пор, как Этрурия стала частью Римской империи, но до сих пор присутствие этрусков чувствуется во многих местах, где были их города.
Фьезоле - именно такой город. Поэтому мы запланировали его посещение.

Поездку во Фьезоле мы задумали на туристическом автобусе, чтобы совместить его посещение и осмотр отдалённых районов Флоренции.
На автобус мы сели во второй половине дня в районе вокзала. Я прилежно фотографирую все интересные и красивые места, встречающиеся по дороге.

Мы едем по берегу Арно. На другой его стороне виден купол и церковь Сан Фредиано ин Кастелло.



Проезжаем мимо церкви и монастыря Оньисанти (Всех Святых):



Интересный особняк вдали:







Порта Сан-Галло, или Ворота Святого Галла (итал. Porta San Gallo) — памятник архитектуры, часть древней крепостной стены во Флоренции. Надпись в основании здания датируется 1285 годом. Находятся на площади Свободы напротив Триумфальной арки:





Надпись в основании здания датируется 1285 годом и говорит о капитане партии гвельфов Роландино да Каносса. Другая надпись, 1708 года, говорит о прохождении через них Фредерика IV, короля Дании, прибывшего в город за девушкой, в которую он влюбился ещё принцем, но та к тому времени уже приняла монашеский постриг. Звали эту девушку Катерина де Пацци. Внешняя сторона ворот украшена двумя марцокки, каменные скульптуры львов — символов партии гвельфов. На внутренней стороне ворот сохранились следы фрески Богоматери со святыми:



Триумфальная арка на площади Свободы во Флоренции — памятник архитектуры в стиле неоклассицизма, построенный в 1737 году по проекту архитектора Жана-Николя Жадо, в сотрудничестве с другим архитектором и художниками Академии художеств, создавшими статуи античных богов. Возводя монумент к северу от города, рядом с воротами Святого Галла, Габсбурги-Лотарингские, новые правители великого герцогства Тосканского, хотели подчеркнуть своё право на трон:






Автобус огибает площадь Свободы:



Проезжаем мимо английского протестантского кладбища во Флоренции (Cimitero degli Inglesi Firenze):



Говорят, что на создание "Острова мертвых" Арнольда Беклина вдохновило английское кладбище во Флоренции. Достоверным фактом является то, что здесь похоронена его дочь, умершая в возрасте семи месяцев. Это было последнее захоронение на кладбище, в 1877 году. Из книги Станканелли Элены: "Я росла во Флоренции":





Любопытно, что самыми рьяными поклонниками "Острова мёртвых" Бёкли были Ленин и Гитлер. Оба с одинаковым почтением склонялись перед тайной путешествия на ту сторону. Известно, что Ленин всюду возил с собой копию картины, даже в ссылке она висела у него в комнате. Гитлер, тот и вовсе приобрел один из вариантов, а именно третий, принадлежавший семейству Шён-Ренц, на аукционе в 1936 году. Из книги Станканелли Элены: "Я росла во Флоренции":









По пути аудиогид нам сообщил, что на этой вилле жил П.И.Чайковский. Но автобус так быстро прошмыгнул мимо, что снимок получился смазанным. Пришлось искать фотографии в интернете. Их и сопутствующий текст с благодарностью привожу:

"Мы увидели мемориальную доску с надписью: «В этой вилле в 1878 году жил и творил Петр Ильич Чайковский.…»":



Именно Флоренцию П.И.Чайковский считал прекрасным источником вдохновения, городом, подпитывающим творческих личностей и своим вторым домом:



Сняла для Петра Ильича этот дом Надежда Филаретовна фон Мекк (ул. Сан Леонардо, 64, Вилла Бончани) в 1878 году. Дом Чайковскому очень понравился: «Квартира состоит из целого ряда великолепных комнат, а именно: из салона, столовой, спальни, уборной, ватерклозета и Алешиной <слуги> комнаты. В салоне стоит чудесный инструмент, на письменном столе два огромных букета, все принадлежности письма. Меблировка превосходная. Я совершенно очарован всем этим, но главная прелесть состоит в том, что квартира за городом, что из окон чудный вид, что тишина невозмутимая, а между тем до города ходьбы полчаса». /Цитаты по кн.: А.Кара-Мурза. Знаменитые русские о Флоренции. М., 2001



Надежда Филаретовна каждый день прогуливалась перед домом Чайковского, но никогда не заходила внутрь. Зато она каждый день получала от него партитуры (композитор сочинял "Орлеанскую деву") - и записки, которые часто цитируют, когда повествуют об этом светлом периоде творчества композитора.

Не могу с величайшей грустью не вспомнить величайшую, но по моему мнению недооцененную петербургскую актрису Антонину Николаевну ШУРАНОВУ.
Она блестяще сыграла роль фон Мекк в кинофильме "Чайковский".




Утонченные флорентийцы прозвали «Пиковую даму» «флорентийской оперой», ведь родилась она именно на берегах Арно. «Пиковая дама» была написана в той же Флоренции, но на другом берегу (гостиница «Вашингтон» на площади Ognissanti) и на 12 лет позже.






Подъезжаем к Фьезоле:



Теперь мне кажется уместным поговорить об истории Фьезоли. Привожу отрывки из публикации архимандрита Августина (в миру — Никитина Дмитрия Евгениевича).

Фьезоле (лат. Фезуле) — небольшой старинный городок; возвышается между двух холмов в пяти километрах к северо-востоку от Флоренции. Фьезоле вырос на основе этрусского поселения в IV–III веках в до н. э.

“Не у самого берега, а взгромоздившись на крутой седлистый холм, господствующий над долиной, на расстоянии не более часа ходьбы от нынешней Флоренции, процветал уже много веков до Рождества Христова богатый этрусский город Фэзулы, — писал профессор Санкт-Петербургского университета Иван Михайлович Гревс. — Этруски долго господствовали не только в средней, но и в северной и в южной Италии. Во впадине, между двумя вершинами отстроились жилища граждан, на высоте одной из них поднялся мощный кремль, и все поселение, довольно значительное, обнесено было неразрушимою стеною, возведенною из колоссальных плит грубо обтесанного дикого камня. Внушительные остатки ее до сих пор славят предприимчивый таинственный народ, сильный в труде и строительстве. Город богател от торговли с эллинским миром; известен он был также мистериями религиозных культов и чтимыми оракулами, знакомство с которыми смелые руководители этрусских городов выносили из своих сношений с Востоком”.

Жители Фьезоле называли себя потомками этрусков, которые, как считалось в древности, прибыли в Италию из Лидии в Малой Азии. А родоначальником местных жителей считался Атлант — титан, легендарный основатель Фьезоле. В эпоху Древнего Рима городок носил название Фезулы. Здесь сохранились остатки этрусской городской стены (IV–III вв. до н. э.), этрусско—римского храма (VI–I вв. до
н. э.), форума, театра и терм (все I в. до н. э.–I в. н. э.). Римский театр был обнаружен во Фьезоле в 1809 году во время раскопок, начатых немецким археологом фон Шелершаймом; он был построен по типу греческих театров.



“Фэзулы не потеряли значения и когда Этрурия покорена была римлянами (IV в. до Р. Хр.), — продолжает И. М. Гревс. — Независимость исчезла, благосостояние продолжалось. После потрясений завоевания, а позже вслед за освобождением от нашествия на Италию знаменитого карфагенского полководца Аннибала (конец III в. до Р. Хр.), в стране утвердились мир и оживленное коммерческое движение по тогда судоходной реке от находившегося около устья Арно торгового (также этрусского) центра у моря, города Пизы. Богатый природными дарами край обладал собственными продуктами сбыта. Настали спокойные годы, и жители города, взобравшегося на спину надежного холма, уразумели, что положение, выгодное для защиты, становилось неудобно, коль скоро выдвинулись на первый план хозяйственные интересы. Когда вдоль реки катились волны переселенцев или нападающих хищников, хорошо было, укрываясь от них, огородиться на скале, но с тех пор, как по течению ее поплыли товары, лес, хлеб, плоды и обработанные изделия из шерсти и металлов, надо было приблизиться к воде”2.

В начале ХХ века во Фьезоле побывал Борис Зайцев; он со своими спутниками добирался сюда пешком из Флоренции. “Мы решаем идти пешком к самому Фьезоле. Скоро становится круто; хочется ветра, но ветра нет; с обеих сторон за каменными стенами сады; оттуда висят розы, кипарисы темнеют, олеандры; вот маслина; она похожа на нашу иву, узловатая, сухо блестит листьями, — вспоминал русский писатель. — Минуем бывшую виллу Виктории (раньше принадлежавшую Медичи), много разных других вилл и садов, — наконец добираемся до городка. Это место еще времен римских, Faesulае. Здесь была крепость, отсюда и выселились основатели Флоренции”. О том, как происходило “выселение”, пишет И. М. Гревс.



Фэзуланцы стали спускаться к Арно, и на правой же (северной) стороне его основана была пристань с поселком. В торжественной процессии сошел с высоты этрусский жрец-лукумон и по-старому обряду провел медным плугом, запряженным белым быком и белою коровой, межевую борозду для новой оседлости (такою церемониею, предание говорит, освящено было по этрусскому образцу, и основание Рима). Новая гавань скоро превратилась в пункт деятельной житейской работы. Состоялось это около 200 года до новой эры, когда Италия оправилась от бедствий Второй Пунической войны. “Нижние Фэзулы” были, по-видимому, уже тогда прозваны римлянами “Флоренциею”, именно потому, что построенная торговая пристань на Арно быстро достигла процветания, среди края, также “цветущего” плодородием.

Просуществовала, однако, “этрусская Флоренция” недолго. Фэзулы приняли участие в восстании против Рима италийских городов (90–88 гг. до н. э.), и в жестокой репрессии римлян-победителей она была разрушена, сравнена с землею, по приказу диктатора Суллы. Горные Фэзулы (старый город) были пощажены.



История Фьезоле полна драматических событий. Римский патриций Катилина, готовивший заговор против сената (63 г. до н. э.), был разоблачен Цицероном, бежал во Фьезоле, который намеревался сделать оплотом борьбы с Римом; он погиб в сражении близ Пистории (ныне Пистойя). А Фьезоле после того, как его осадил Юлий Цезарь, был разрушен римлянами, основавшими невдалеке новый город — Флоренцию, около самой реки Арно. Город был заселен римлянами и уцелевшими жителями Фьезоле.

“Впрочем, берег Арно под этим городом оставался незаселенным только короткое время, — пишет И. М. Гревс. — Вскоре (вероятно, в 59 году до нашей эры) сюда выведена была по инициативе Юлия Цезаря колония римских граждан и основан новый город чуть-чуть западнее уничтоженной фэзуланской гавани, на чистом, незанятом месте, где свободно можно было строить и устраиваться по желанию. Официальное наименование его было — “колония Юлия Флоренция”. Это было рождение той, которая до сих пор существует, пережив долгое, бурное и блестящее прошлое и сохраняя деятельную жизнь до наших дней”.



Первоначально Флоренция находилась в подчинении у Фьезоле (Фезулы), но с годами заняла главенствующее положение в Тоскане. В V веке н. э. у Фьезоле происходили сражения римлян с вандалами. Позже город перешел в руки лангобардов; в 752 году их вытеснил король франков Пипин Короткий. До XII века Фьезоле успешно соперничал с Флоренцией, затем подпал под ее влияние. У Бокаччо в “Декамероне” читаем: “Фьезоле, гору которого мы можем отсюда видеть, был когда-то древнейшим и значительным городом, и хотя он теперь весь разрушен, тем не менее там всегда был епископ” (день VIII, новелла 4).






Фьезоли. Площадь Мино да Фьезоли перед собором:



Собор Сан Ромоло на площади Мино да Фьезоле, построен в 1028 году епископом Джакопо Баваро из остатков более древних сооружений. Собор назван Сан Ромоло в честь мученика, первого епископа Фьезоле. Собор был перестроен в XIII веке, а в 1883 году отреставрирован, он является одним из древнейших образцов тосканско-романского стиля:






Собор закрыт. Свободного времени не так уж много. Мы осматриваем здания недалеко от автобусной остановки.



Фьезоле. Музей Бандини был основан каноником Анджело Мария Бандини в 1795 году, в помещении церкви святого Ансана Сиенского. Согласно завещанию Бандини, после его смерти в 1803 году его коллекция была передана в собственность епископу Фьезоле. Признавая важность этого собрания, в 1913 году архитектору Джузеппе Кастелуччи было поручено возведение отдельного здания для музея. В нём музей располагается и по сей день.
В экспозиции музея – богатая коллекция полотен флорентийских художников 13-15 веков, предметы из терракоты мастерской делла Роббиа, резные работы, фрагменты древних скульптур, инкрустированная мебель, барельефы из мрамора и позолоченные витражи 14 века.
Стоит отметить работы «Коронование Богоматери» Джованни дель Бьондо, «Благовещение» Таддео Гадди, «Беременная Богоматерь» Нардо ди Чоне, «Распятие» Лоренцо Монако, два тондо - «Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Бенедиктом» Луки Синьорелли и «Мадонна с младенцем и святыми» Фра Бартоломео.
Помимо этого, интерес представляют живописные произведения Аньоло Гадди, Лоренцо ди Биччи, Нери ди Биччи, Биччи ди Лоренцо, Козимо Росселли, Якопо дель Селлайо, мастеров школ Беато Анджелико, Джотто и Боттичелли.
Но попасть в музей мы не смогли, он был закрыт.




Я привожу одну работу из музея Бандини:

Нардо ди Чоне. «Мадонна дель парто» (1355-60гг, Фьезоле, музей Бандини). «Мадонна дель парто» означает «Мадонна рожениц»; в рамках этого иконографического типа Мадонна изображалась беременной (об этом свидетельствуют её пышные формы в области талии), и служила молельным образом для забеременевших женщин, жаждавших благополучно выносить и родить ребёнка.


Напротив собора возвышается Епископальный дворец (ХI век):





Собор Сан Ромоло на площади Мино да Фьезоле, построен в 1028 году епископом Джакопо Баваро из остатков более древних сооружений. Собор назван Сан Ромоло в честь мученика, первого епископа Фьезоле. Внутри находится капелла Салютати, украшенная фресками Козимо Росселли XV в, гробницы епископов Святого Ромула и святого Донатуса, несколько скульптур работы Мино да Фьезоле:



Во Фьезоле трудился флорентийский живописец Якопо Понтормо (1494–1556), о чем сообщает Вазари: “На фьезоланском холме, над дверью сообщества св. Цецилии, он написал фреску в цвете с изображением св. Цецилии, держащей в руке несколько роз, настолько прекрасную и настолько подходящую к этому месту, что она, как фреска, принадлежит к лучшим, какие только можно увидеть, образцам фресковой живописи”. (Изображение св. Цецилии не сохранилось.).

С Фьезоле теснейшим образом связана деятельность знаменитого флорентийского живописца Фра Беато Анджелико. Джованни да Фьезоле, до монашества Гвидолино (Гвидо) ди Пьетро родился в местечке Виккьо ди Муджелло близ Флоренции около 1400 года, умер в Риме в 1455 году. Около 1421 года он поступил в монастырь Сан Доменико во Фьезоле, где и получил прозвище Фра Беато Анджелико (Блаженный Ангельский Брат).

Порталы в соборе Сан Ромоло:





Здания возле собора:



Площадь Мино да Фьезоли:





Уезжаем. Жаль, т.к. многого не увидели.




Мы решились на второе посещение Фьезоле. И во второй половине дня отправились туда опять на автобусе. Удивительно красивые пейзажи открываются по дороге. Появляется ощущение покоя и умиротворённости.





Нам повезло, и собор был открыт.



Здесь уместно вновь обратиться к публикации архимандрита Августина (в миру — Никитина Дмитрия Евгениевича):

"В 1028 году во Фьезоле началось строительство собора (расширен в XIII–XIV вв., кампанила — 1213 г.). “Средневековое представлено собором ХI века; собор — очень длинный и узкий, с двумя рядами колонн, образующих главный неф. Наверху черные поперечные балки, нищие бормочут у паперти, — пишет Борис Зайцев. — В глубине есть монумент, работы Мино да Фьезоле. Мино — один из тех скульпторов (Дезидорио да Сеттиньяно, Козимо Росселли), которые образуют группу в искусстве ХV века. Их можно определить интимизмом, мягкостью, некоей женственностью. Мино, как и все они, делал надгробные памятники; он — один из талантливейших — делал с особенной трогательностью; такова и Дева Мария во Фьезоле; мрамор становится кротким, из него создается Богородица — девушка, бесхитростная, светлая; она ласкова”.

Думаю, что речь идёт об этом мраморном рельефе скульптора флорентийской школы Мино да Фьезоле (ок. 1430–1484) изображающий Мадонну со святыми, рельеф увенчан головой Спасителя:


Собор Фьезоле, Мино да Фьезоле, Мадонна в поклонении Младенцу между Сан-Леонардо и Сан-Ремихио.

Теперь осмотрим внимательно интерьер собора - он величественный и суровый в своей простоте. В соборе три нефа, разделённых  двумя рядами круглых каменных колонн с капителями.



В соборе - ни души. Освещённость очень низкая, поэтому рассмотреть детали довольно трудно.

Апсиду, в которой располагается  триптих «Мадонна с младенцем и святыми» Биччи ди Лоренцо (1450), венчает куполообразный свод, украшенный фресками на тему жития святого Ромула, работы Никодемо Ферруччи из Фьезоло (16 век):





Справа от триптиха в глубине видны фрески святых:



В центральном  нефе - алтарь, декорированным мрамором (1273 г.):



Собор Фьезоле. Никодемо Ферруччи. Истории Святого Ромула:









В интерьере собора расположена эта бронзовая скульптура:







Статуя святого Ромула работы Джованни делла Роббиа (1521):



Распятие:







Справа на колонне видна фреска «Святой Себастьян» (начало 15 века) Пьетро Перуджино.



Гранитная купель с Иоанном Крестителем на крышке. Работа Франческо Ferrucci Tadda (1497-1585 гг.):







Евангелист...



Мадонна:



В соборе имеется крипта, которая находится под хором, приподнятым над уровнем пола. Своды крипты поддерживают колонны с капителями (11 век). В капелле крипты – доска «Мадонна с младенцем на троне» работы анонимного художника, называемого мастером Бигалло, датируемая, вероятно, 1230 годом, и являющаяся старейшей иконой собора:



Склеп с капителями XI века:





В апсиде собора, за коваными створками, выполненными сиенскими мастерами Петруччо ди Бетто и его сыном Франческо в 1349 году, хранятся мощи святого Ромула:







Захоронения:






Пора уходить, хотя чувствую, что многое осмотрено наспех.



Выхожу из собора. И происходит неожиданное. Почти следом за мной из собора выходят два очень немолодых священника в чёрных сутанах. Тот, что помоложе бережно ведёт совсем немощного старца. Увидев меня на площади, подходит и расспрашивает, кто я и откуда приехала. Наверно, он видел, как я долго блуждала по тёмному собору. Я отвечаю на тарабарщине из английских, русских, итальянских слов и жестами. Но священник хорошо меня понимает. Услышав, что я из Санкт-Петербурга, он восторженно всплескивает руками. А потом благословляет меня, осенив крестным знамением. Я взволнована, такая доброта исходит от этого старца. И не важно, что я православная, а он - католик. Мы прекрасно поняли друг друга.



Фьезоле, до свидания! 



Источники:
http://tesoro82.livejournal.com/21177.html
http://cicerone2007.livejournal.com/53116.html
http://www.ng.ru/style/2001-06-15/16_florence.html
http://dolboeb.livejournal.com/tag/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F
http://magazines.russ.ru/neva/2012/12/a20.html

http://elenajakovlevna.livejournal.com/151...

Наверх страницы

Отели в Италии