Мы приехали во Флоренцию. Так как в этот день был переезд из Рима, да ещё и с заездом в Сиену, то приехали уже после обеда. Нас сразу передали местному экскурсоводу. Обзорная по городу.
Это мы ещё подъезжаем. Фото из окна автобуса
Выходим из транспорта. Полосочки - "фишка" Флоренции и Сиены.
Баптистерий и Санта-Мария-дель-Фьоре.
Санта-Мария-Дель-Фьоре
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%A4%D1%8C%D0%BE%D1%80%D0%B5
Смотрела сериал "Медичи", который мне очнеь понравился. Так там как раз времена и процесс строительства этого Собора - визитной карточки Флоренции. Хотя.. "визитная" - тут столько их. Как сказала экскурсовод, что в Италии самое большое скопление художественных ценностей, а в самой Италии бОльшая часть их находится именно во Флоренции. Тут по музеям ходить можно годы.
Конечно, этот Собор знаменит своим куполом, который тут только выглядывает в щёлочку. О нём попозже.
Поразглядываю фасад.
Строился собор более одного века под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан.
К 1380 году стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески. Собор был освящён в 1436 году, но фасад был недостроен. В интерьере храма было пустынно, как то отмечает посетивший собор в XVII веке стольник П. А. Толстой:
"Пришёл к саборной церкве, которая называется италиянским языком Санта Мария Фиоре, то есть Святыя Марии Цветковой. Та церковь зело велика, а снаружи зделана вся из белаго мрамору, а в белой мрамор врезываны чёрные каменья изрядными фигурами, и препорциею та церковь зделана дивною. А внутри тое церкви убору никакого нет, толко олтарь зделан изрядною резною работою из алебастру, и помост в той во всей церкве зделан из розных мраморов изрядною же работою".
Великий герцог Франциск I приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX веке было решено достроить собор. В 1887 году появился существующий ныне фасад. Его автор — Эмилио де Фабрис. Значительный вклад внёс П.П.Демидов, на центральном фасаде, справа от центрального портала размещен соответствующий герб
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%A4%D1%8C%D0%BE%D1%80%D0%B5
Подозреваю, это и есть Святыя Мария Цветковая.
"Мне сверху видно всё, ты так и знай!"
А рядом колокольня Джотто.
В 1331 году гильдия торговцев шерстью (итал. Arte della Lana) взяла под своё попечение строительство и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 году строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 году, был возведён лишь первый её ярус. В 1348 году работы были прекращены в связи с чумой.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%A4%D1%8C%D0%BE%D1%80%D0%B5
Какие дома-то вокруг - тоже ведь красота!
Переходим к Баптистерию.
Баптистерий (крещальня) посвящён Иоанну Крестителю (итал. San Giovanni Battista). Баптистерий является самым старым зданием площади Дуомо (романское строение V века). Современная мраморная облицовка была выполнена в XI—XII веках. Полукруглая апсида в XIII веке была заменена на прямоугольную. Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII—XIV веков. Мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В баптистерии также находится гробница антипапы Иоанна XXIII.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%A4%D1%8C%D0%BE%D1%80%D0%B5
Баптистерий в принципе находится не в церкви, так как сначала надо человека покрестить, а уже крещёным впускать в Храм Господень.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9
Но изначально на этом месте был римский храм, посвящённый Марсу, а наего месте в V веке нашей уже эры был построен баптистерий. Он тоже видоизменялся, но как минимум форма у него явно античного храма.
А эти три фигуры мне напомнили здание в Питере. Дворец Культуры работников связи. До 1929 года он был Немецкой реформаторской церковью. Тоже перестроен. Один храм в другой.
Теперь там тоже три фигуры рабочих и крестьян...
https://akostra.livejournal.com/1341225.html
Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 гг. скульптором Лоренцо Гиберти. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо.
Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9
Панели очень красивые..
А вот и "памятная доска", посвящённая Паоло Демидофф.
О Павле Павловиче Демидове
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Тот самый купол Брунеллески. Огромный купол - вот как его взгромоздить на эту высоту? Начало 15-го века, если что.
История постройки:
http://mostga.am/kultura/kupol-brunelleski-437.html
Оттуда:
Если верить летописцам, один из участников конкурса предложил подпереть купол огромной колонной в центре храма. Другой умелец вознамерился соорудить купол из "губчатого камня" (по всей видимости, пористой вулканической породы), чтобы уменьшить его давление на стены. Героем одной из ранних легенд стал некий выдумщик, который деревянные кружала замыслил заменить на земляную насыпь. Если подмешать в землю монет, утверждал он, можно сэкономить на демонтажных работах – как только купол будет завершен, жадные горожане в два счета счистят земляной каркас.
Доподлинно известно одно: в конкурсе участвовал низкорослый, невзрачный, запальчивый ювелир по имени Филиппо Брунеллески. Этот чудак взялся выстроить целых два купола, спрятав один внутри другого. Более того, он утверждал, что сможет обойтись без замысловатой и весьма дорогостоящей конструкции – лесов. Правда, Филиппо наотрез отказался объяснить, как ему удастся это сделать, опасаясь, что кто-то из соперников украдет его идеи. Упрямство Брунеллески обернулось распрями с попечителями собора. Дважды его призывали утихомириться и в конце концов изгнали с собрания силой, объявив "невеждой и болтуном"....
...На протяжении следующего, 1419 года попечители собора встречались с Брунеллески несколько раз, выведывая все новые детали его плана. Мало-помалу они начали осознавать, насколько блестящей (и рискованной!) была его затея. Купол Брунеллески должен был состоять из двух концентрических оболочек: внутреннюю, видимую изнутри собора, покрывала внешняя, более широкая и высокая. Чтобы справиться с распором – давлением, действующим на купол в горизонтальном направлении под влиянием его веса, отчего он мог дать трещину или обрушиться, – Брунеллески придумал скрепить стены натяжными кольцами из камня, железа и древесины - вроде обручей на бочке. Первые 17 метров купола он собирался возвести из камня, а затем использовать другие, более легкие материалы – пористую вулканическую породу или кирпич. Кроме того, он клятвенно обещал попечителям собора, что не будет строить традиционные леса с опорой на землю. Это сулило огромную экономию древесины и рабочей силы...
...Ни одно из известных в ту пору устройств не могло поднимать и перемещать неимоверно тяжелые строительные материалы так высоко над землей. Тут Брунеллески превзошел сам себя. Он изобрел трехскоростную лебедку со сложной системой шестеренок, шкивов, винтов и карданных валов, приводимую в движение парой быков, которые вращали деревянный рычаг. Груз поднимался на особо прочном канате длиной 183 метра и весом почти полтонны, изготовленном по заказу Брунеллески на судоверфях в Пизе. Революционной технологией стала система переключения привода, с помощью которой можно было переходить от подъема к спуску, не разворачивая быков.
Подъемные механизмы Брунеллески настолько опередили свое время, что они неизменно приводили в восторг все новые поколения художников и изобретателей. Среди его пламенных поклонников был и Леонардо да Винчи...
...15 апреля 1446 года Филиппо Брунеллески скончался. Создателя Куполоне похоронили в крипте собора, установив на стене мемориальную плиту, прославляющую его "божественное разумение". Это было свидетельством небывалого почета: очень немногие удостаивались чести быть погребенными в крипте – достаточно сказать, что в число избранных входил Святой Зиновий, покровитель Флоренции...
Конечно, высокое искусство, но когда я слышу фамилию Брунеллески, а вспоминаю старый "Ералаш" с Хазановым.
"40 чертей и одна зелёная муха"
Герески-Брунеллески
Ещё и транспорт прекрасно вписывается!
Идём к следующей площади.
На арке надпись, что античный центр города. Сейчас это площадь Республики.
Современный вид она приобрела в 1885-96 гг.
Изначально на этом месте находился римский форум. Будучи центром тогдашнего города, в котором пересекались римские пути „корде“ и „декуманос“, оно было символически обозначено колонной, позже заменённой колонной Изобилия, существующей до сих пор.
В средневековую эпоху это место, по-прежнему место встреч, приобрело коммерческое назначение: там расположился главный базар города. Тогда там находились две раннехристианские церкви: Санта-Мария-ин-Кампидольо и Сант-Адреа. Статус институционального рынок получил лишь после 1000 года.
Как и в других итальянских городах, Меркато Веккьо как торговое место дополнял посвящённую религиозным целям Соборную площадь и имевшую политическое назначение площадь Синьории.
Ставший необходимым второй рынок развивался у ворот святой Марии, где в XIII веке была построена лоджия дель Меркато Нуово (нового рынка). Третий торговый полюс был возведён неподалёку — лоджия дель Грано.
Базарная площадь существовала ещё при Козимо I Медичи, когда тот поручил Джорджо Вазари выполнение лоджии Пеще. Постепенно её пространство заполнялось небольшими общественными зданиями, лавками и жилыми домами, что в корне меняло внешний вид района, который был усеян колодцами, печами, ораториями, башнями, лоджиями, деревянными жилищами. Множественные топонимы хранят в себе сведения о специализации экономической деятельности на Меркато Веккьо: „пьяцца делл’Олио“ (масло), „виа деи Пелличчаи“ (позже „виа Пелличчериа“) (меха), „пьяцца дель Чиполле“ (лук) (сегодня „пьяцца Строцци“), „виа делле Честе“ (корзины), „пьяцца дель Вино“, „пьяцца дель Рикотте“... В лоджии Тавернаи продавалось мясо, в то время как молельня Санта-Мариа-делла-Тромба[it] была названа так из-за находившейся по соседству мастерской по изготовлению труб.
К 1880-м годам журналист Джулио Пиччини, печатавшийся под псевдонимом Джарро, денонсировал в своей серии статей, затем собранных в книге «Подпольная Флоренция» (1881), условия жизни бедных обитателей этого квартала — исторического центра города. В его работах присутствуют преувеличения по поводу упадочного состояния квартала, из которых следует необходимость создания на его месте „настоящего района“. План Поджи, который исключал часть фортификационной стены вокруг города для создания кольцевых бульваров, отвечая новым требованиям буржуазии, полиции и пешеходов, также затронул и территорию Меркато Веккьо.
Нельзя не упомянуть о спекулятивной стороне операции (так называемая „Сделка центра“), которая привела к выселению бедных классов из исторического центра города для создания новых помещений жилого и торгового назначения, которые были важнее для богатых слоёв населения Флоренции.
проект был утверждён 2 апреля 1885 года: в июне всё население района было эвакуировано и вся собственность была экспроприирована.
Множество старых архитектурных напоминаний о прошлом были стёрты с лица города без особых колебаний: старые церкви, дома-башни, места деятельности цехов[3]. Еврейское гетто со своими двумя синагогами было также сравнено с землёй.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE-%D0%92%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D1%8C%D0%BE
Видимо, это и есть колонна Изобилия, ну. копия.
Колонна Изобилия, после того, как её освободили от обставлявших её жилых зданий, была демонтирована и переставлена. Лишь в 1956 году Комитет по украшению города при поддержке туристического бюро вернул колонну на её исходное многовековое место (точнее её копию, выполненную Марио Моски, в то время как оригинал Фоджини был помещён во дворце Сберегательного фонда Флоренции).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE-%D0%92%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D1%8C%D0%BE
«Меркато Веккьо во Флоренции». Картина Телемако Синьорини, 1882-1883 годы.
Рынок до сноса
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE-%D0%92%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D1%8C%D0%BE
А это олина фотография
Экскурсия продолжается. Милые граффити.
А тьеперь подходим к местам, связанным с Данте Алегьери.
Тут и старинные булыжники мостовой сохранились. Кто только по ним не ходил, начиная с самого Данте
Церковь Беатриче. Это неофициальное название. Но именно здесь Данте увидел свою Беатриче.
Официально это Церковь Санта Маргарита де Черчи
Традиционно считается, что могила её находится в церкви Санта Маргарита де Черчи, неподалеку от домов Алигьери и Портинаре, там же, где похоронен её отец и его семья. Именно здесь находится мемориальная доска. Однако эта версия сомнительна, так как по обычаю её должны были похоронить в гробнице мужа (базилика Санта-Кроче, рядом с капеллой Пацци).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8,_%D0%91%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5
Фотографии из инета:
А рядом с надгробием корзины, где оставляют записочки с просьбой о любви.
Внутрь церкви мы не попали. Когда проходили с экскурсией, то она была закрыта, а потом так времени и не нашлось ещё раз зайти.
Мы лишь вот так посмотрели на церковь. Вообще, даже и не скажешь, что тут церковь. Здание так зажато между домами.
А буквально через дом "дом-музей Данте".
На самом деле точно до конца неизвестно, родился Данте в этом доме или нет, но точно известно, что в этом доме жила семья Данте.
Не смотря на «аутентичный вид» этого дома, это не старый дом 13
века, а его современная реконструкция.
http://www.italian-blog.com/2012/06/dom-dante.html
Как же без бюста-то сабжа?
Противоголубиная система!!
Улица Данте Алегьери. Неожиданно :-))))
Домик интересный, конечно.
На зданиях постоянно встречаются цитаты из Данте.
А мы идём дальше
Какая башня!
Резьба.
А мы к башне вышли.
Ну, разумеется, это очередная достопримечательность.
Барджелло (итал. Bargello) — старейшее общественное здание Флоренции, в Средние века служившее резиденцией подеста[1] и городского совета (итал. Palazzo del Popolo), затем — тюрьмой и казармой. C XIX века отдано под музей скульптуры.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE
Через стекло можно немного увидеть внутреннего двора:
В этом музее есть в частности:
1. "Вакх" Микеланджело
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE-%D0%92%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D1%8C%D0%BE
А вот на рисунке Мартена ван Хемскерка «Сады дома Галли»
(ок. 1532-1535), у Вакха нет части руки и пениса. Их восстановят в 1550 году.
2. "Брут" Микеланджело
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D1%83%D1%82_(%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE)
3. "Тондо Питти" Микеланджело
Вазари пишет, что произведение начато, но не закончено, хотя и отмечает, что тондо «прекрасно и удивительно»
Мраморное тондо изображает Марию и маленьких Иисуса и Иоанна Крестителя. Фигуры выполнены проще, чем на тондо Таддеи, и более четко. Мария сидит на низкой каменной скамье и придерживает правой рукой книгу на колене, а левой — обнимает сына. Она заполняет собой всю композицию, но поскольку тондо является не идеально круглым, а овальным, а голова Марии несколько выходит за его пределы, вся группа не кажется перегруженной. У Мадонны острый подбородок и глубокие ямки. Головной убор подчеркивает её сосредоточенность. Иисус, наоборот, очень расслаблен. Он опёрся правым локтем на книгу, которая символизирует мудрость.
Иоанн Креститель едва виднеется за правым плечом Матери. Кажется, что ему удалось обратить на себя внимание мадонны, и она изображена в процессе оглядки на него.
Уильям Уоллес заметил, что барельеф планировался для осмотра снизу вверх — именно при этом условии Мария предстаёт «королевой небес, сидящей на троне из идеального куба и вписанной в круг тондо, которое заменяет её отсутствующий нимб»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE_%D0%9F%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%B8
4. "Давид-Аполлон" Микеланджело
5. «Давид» — бронзовая статуя работы Донателло; первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4_(%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE)
6. Статуя Святого Георгия, выполненная Донателло, принадлежит к числу произведений искусства, о которых можно сказать, что они словно живут «двойной жизнью»: есть подлинник, выставленный в Музее Барджелло и копия, которая занимает нишу на одном из фасадов церкви Орсанмикеле — именно для этого места и была создана мастером скульптура. Эта «двойная жизнь» позволяет шедевру, с одной стороны, продолжать жить в городской среде, радуя взор прохожих, и в то же время быть музейным экспонатом, привлекающим внимание любителей искусства и исследователей.
https://www.florencewithguide.com/ru/blog-ru/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE-%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/
7. Джакопо САнсовино "Вакх"
Не сразу даже поняла, что это скульптурная группа.
8. Бюст Козимо Медичи. Бенвенутто Челлини
Всё это и многое другое мы могли бы увидеть в этом музее, но мы проходим мимо. Экскурсия продолжается.
Какое здание интересное
Граффити повсюду!
https://akostra.livejournal.com/1343980.html