С путешествиями такая штука - в чем более популярное и туристическое место собираешься, тем тщательнее надо все планировать. Потому что иначе можно увязнуть в толпе китайских туристов, потратить несколько драгоценных часов на стояние в очереди, после которого уже не будет настроения наслаждаться прекрасным, оказаться в единственном оставшемся в городе хостеле без возможности выбирать жилье и капризничать (так у меня было в лапландском Рованиеми, но к счастью хостел оказался очень симпатичным). Флоренция - место очень туристическое. И все всегда говорят, что Италию - поездки в самые известные ее города - обязательно надо планировать. У меня особого плана не было, только определенный набор идей на что хорошо бы посмотреть, который пополнялся в процессе прогулок по городу, и все получилось вполне себе неплохо, но кое-какие очевидные моменты я для себя вынесла:
- поездка во Флоренцию зимой (а также в Венецию, и, полагаю, в Рим тоже) - хорошая идея. Зима там мягкая, и это низкий сезон. Туристов все равно много, и очереди в некоторые достопримечательности огибают здания по периметру, но тогда что там творится летом - страшно представить.
- выходить гулять надо очень рано, часов в 8-9, тогда есть возможность застать пустые улицы в свое удовольствие.
- как минимум в галерею Уффици нужно купить билет заранее (тогда вы отстоите всего 2 короткие очереди, да) и идти туда тоже надо рано утром. Нельзя просто так взять и забежать туда, когда захочется.
- про необычные экскурсии надо вычитать заранее и идти специально на них, чтобы увидеть то, что не увидят другие туристы увидит значительно меньше туристов. Например, можно узнать, когда открыт коридор Вазари и как-нибудь подгадать, чтобы попасть туда.
- про покупку билетов в остальные достопримечательности лучше бы тоже почитать заранее, чтобы не было как у меня (читайте ниже).
В этом посте будет про несколько самых узнаваемых мест Флоренции. В день, когда я решила их посетить, шел дождь. Но может, так даже интереснее - потому что под солнцем на туристических открытках все это видели, а в тумане и дымке - нет.
Пьяцца делла Сантиссима Аннунциата - площадь, которую я пересекала каждое утро, потому что мой монастырский гестхаус находится совсем недалеко.
Конечно же, первое, что идет смотреть турист во Флоренции - собор Санта Мария дель Фьоре. Увидев это фото, один мой знакомый сказал, что собор похож на огромный яйцеобразный корабль пришельцев, который приземлился посреди города. Мне нравится это сравнение, я почему-то легко могу представить это в стиле эдакого ренессанс-стимпанка:) Знаменитый купол доминирует над узкими улочками, выходящими на площадь.
Собор кажется нереальным. Когда я в первый раз увидела его на чужих фотографиях, он для меня выглядел как нарисованный из-за четких геометрических мраморных панелей, как те полотнища, которыми завешивают ремонтирующиеся здания:) Теперь я считаю, что это самое красивое и потрясающее здание, построенное человеком, из тех, которые я видела.
В сам собор можно войти бесплатно, он открывается в 10 утра, но за полчаса до этого у входа начинает выстраиваться очередь, которая растет очень быстро. Поэтому я довольствовалась в основном внешним созерцанием, и попала внутрь ненадолго только когда собиралась подняться на купол.
Попасть на купол сложнее всего, и мне это так и не удалось, отчасти из-за недостатка планирования, отчасти из-за раздолбайства. Во-первых, нужно купить билет. Но это в любом случае надо сделать, потому что в него входит также посещение Баптистерия из соборного комплекса, посещение колокольни Джотто, а также некий музей. Билет можно купить в кассе, отстояв очередь, а можно в электронном терминале, и действовать он будет два дня, что очень удобно. Но насчет купола - во-вторых, туда нельзя прийти когда хочешь, надо забронировать определенное время через тот же терминал... и он выдаст тебе бумажку об этом, похожую на чек, и если ты про это не читал и этого не поймешь и этот "чек" выбросишь, потому что наивно думал, что твое время как-нибудь по-современному запишется на твой основной билет... то окажешься в такой же ситуации, как я. Ты придешь в нужное время, постоишь в очереди, и серьезные охранники тебя развернут. Там на входе очень строго, если даже ты подумаешь "а приду-ка я не в свое время, ну и пусть одним человеком больше, купол-то не развалится!", это не прокатит. Так что это был фейл.
Баптистерий (крестильня) Сан-Джованни - это отдельное, похожее на шатер, здание на площади перед собором. Это одно из самых старых зданий в городе сейчас, среди крещенных там - члены семьи Медичи и Данте.
Золотая мозаика на потолке - одно из самого красивого, что я увидела во Флоренции.
Посещение колокольни Джотто тоже входит в общий билет. Ну потому что нельзя же побывать в новом городе и не забраться на какую-нибудь башню:) И все равно, скорее всего с купола собора открывается примерно такой же вид, так что хватит о нем жалеть.
Это еще не вершина колокольни, но уехать из Флоренции без такого вида нельзя.
Я очень рада, что увидела всю эту красоту своими глазами. Вот кажется - видел же картинки в интернете, и этого должно быть достаточно, но почему-то все же нет. Повидать мир - это важно.
Мимо собора я потом каждый день ходила.
Немного дождливых улочек...
...и можно попасть на площадь Синьории, к дворцу Палаццо Веккьо.
Дворцы у меня обязательны к посещению:) Удивительно, но в Палаццо Веккьо я не разу не видела супер-гигантской очереди. Она есть, но умещается во внутреннем дворе. По дворцу есть экскурсия на английском языке, но это опять же надо планировать и приходить к определенному времени, а если не хочется - можно взять аудиогид в виде планшета, который показывает план дворца и дает комментарии о комнатах, которые ты проходишь.
Тут на днях я позорно не угадала герб Парижа в одном тесте. А все именно из-за этого дворца:) Посмотрите на эти золотые лилии на синем фоне. Это привычный символ Франции, казалось бы? Но Палаццо Веккьо украшен ими на самом видном месте, прямо над главным входом. И внутри есть целый зал с этими лилиями на стенах.
Это внесло путаницу в мою устоявшуюся картину мира:)) Может, золотые лилии на синем фоне - это не только Франция? Оказывается, эти украшения посвящены благодарности французским графам Анжу, которые поддерживали партию гвельфов (купцы, торговцы и ремесленники, за ограничение власти императора Священской Римской империи и в поддержку Папы) против партии гибеллинов (дворяне за императора). Купцы и ремесленники в итоге выиграли, и развитию Флоренции это пошло очень на пользу.
Геральдическим символом Флоренции является цветок тоже очень похожий на лилию, но это ирис. Правда, мой словарь все равно называет его fleur-de-lis, так что путаница неизбежна:)
Палаццо Веккьо был изначально правительственным зданием, потом в него переехало правящее семейство Медичи, но затем они отстроили себе резиденцию пошикарнее и стали ходить в этот дворец только на работу (по коридору Вазари). Сейчас в палаццо Веккьо находится ратуша, так что это выдающийся пример того, как здание продолжает быть тем, чем было изначально задумано, на продолжении нескольких веков.
Поэтому смотреть во дворце предлагается не жилые интерьеры с мебелью, а пустые комнаты, но как они украшены! Самое известное, конечно же - Зал пятисот, предназначенный для заседания большого народного совета.
Над гигантскими фресками начали работать да Винчи и Микеланджело, а в итоге закончил дело Джорджо Вазари. Микеланджело сделал только подготовительный рисунок и даже не приступил к росписи собственно стен, а да Винчи... Интересно, что это история о том, как у гениального да Винчи что-то не получилось - гигантская батальная фреска, которую он задумал, начала разрушаться, когда еще даже не была закончена из-за неудачных экспериментов с составами грунтовки и краски на восковой основе. А может, дело было в неравномерном просыхании стены и давлении на художника, чтобы они писал побыстрее.
Есть теория, что остатки этой фрески все еще существуют, что она не уничтожена, а Вазари просто построил новую стену и писал уже на ней, а не поверх работы да Винчи, и даже оставил указание об этом - те самые таинственные слова Cerca trova ("ищущий находит") на одном из нарисованных им флагов. К сожалению, исследователям очень трудно доказывать эту теорию, потому что это грозит повредить фреску Вазари.
Все эти тайны, зашифрованные послания, закрытые коридоры и переходы, потерянные и почти найденные работы гениальных художников очень идут Флоренции:) Признаюсь, я даже начала читать "Инферно" Дэна Брауна, где герои ищут биологическое оружие во Флоренции, Венеции и Стамбуле по подсказкам безумного ученого, который вот никак не мог удержаться и не рассказать о своем гениальном злобном плане в стиле самых идиотских суперзлодеев:) И хотя сюжет и поведение персонажей там довольно дурацкие, интересно читать про места, в которых ты вот только что был.
Потрясающий потолок! (а в книге одна киллерша провалилась через него и испортила центральную картину)
Другие комнаты, открытые для туристов на первом и втором этажах, менее грандиозные, но тоже могут похвалиться росписями на стенах. Может, не такими огромными и пафосными, но местами даже более интересными для разглядывания из-за многочисленных деталей и аллегоричности.
Например, на потолке одного из залов можно найти жирафа.
Или вот таких существ:
Что меня поразило и здесь, и позже в галерее Уффици - что многие лица выглядят неожиданно современными, чего просто не ждешь от изображений 16го века.
Вот эта с катанием на самокате на драконьей тяге мне очень нравится.
Вот Зал лилий, который запутал меня:)
За время посещения дворца дождь так и не закончился.
Я продолжила прогулку и заглянула за джелато.
Итак, раз и навсегда - чем джелато отличается от просто мороженого? Пишут, что в джелато меньше молочных жиров, но больше сахара, оно более кремообразное и плотное, поэтому в нем меньше воздуха и оно медленнее тает. Хорошее джелато готовят там же, где и продают - в джелатериях, а не упаковывают и не развозят по супермаркетам.
Я люблю все лимонное, поэтому и джелато выбрала с этим вкусом. Не могу его рекомендовать, у него есть слегка горьковатый и химический привкус, так что на будущее лучше брать что-то другое, более классическое.
Дошла до Арно...
...и даже перешла на другую сторону, но там у фотоаппарата села батарейка, и гулять сразу стало не так интересно:)
Поэтому дальше я отправилась на выставку Густава Климта, организованную в виде "живых полотен" в бывшей церкви Санто Стефано ал Понте. Про эту выставку я узнала, когда увидела афишу на вокзале, когда только приехала во Флоренцию - очень важно смотреть по сторонам:)
Мне этот художник нравится, так что вот вам немного.
На этом мой день закончился. Думаю, если бы у меня были во Флоренции всего сутки, даже этого было бы достаточно для счастья, но у меня было гораздо больше времени, чтобы исследовать дворцы и парки этого города. И об этом я расскажу в следующем посте:)