Египетский музей в Турине ((Museo Egizio) – один из крупнейших в мире. Собственно, туринцы считают свой музей вторым по значению после Каирского, хотя в Париже и Берлине с ними вряд ли согласятся. Однако в том, что египетское собрание Турина – старейшее в Европе, сомнений нет. В некотором смысле египтология началась в Турине, где был создан первый в мире музей, посвящённый исключительно цивилизации Древнего Египта. Недаром отец египтологии Жан-Франсуа Шампольон говорил: "Дорога в Мемфис и Фивы лежит через Турин".
Общий вид зала. Отражения в потолке
В 1750 году Карл Эммануил III, король Сардинского королевства и герцог Савойский, назначил итальянского археолога, ботаника и врача Виталиано Донати профессором ботаники и естественной истории университета Турина. Когда, восхитившись табличкой из древнеегипетского храма Изиды, Карл Эммануил решил создать в столице Пьемонта музей восточных древностей и естественной истории, он поручил Виталиано Донати возглавить экспедиции в Египет. В июле 1759 г. Донати прибыл в Александрию, где покупал предметы древнего искусства, в 1760 году он совершил плавание по Нилу, участвовал в раскопках в Карнаке. Все его находки, в том числе и ценнейшие статуи из храма богини Мут в Карнаке, отправлялись в Турин.
Погребальные маски
Это было хорошее начало, но истинной датой основания музея стал 1824 год, когда уже другой король, Карл Феликс (Карло Феличе) Савойский купил за астрономическую сумму в 400 000 итальянских лир богатейшую египетскую коллекцию знаменитого охотника за древностями Бернардино Дроветти. Этот выходец из Пьемонта в наполеоновские времена был французским консулом в Египте и сумел собрать более пяти тысяч предметов искусства древнего Египта. Когда Дроветти в первый раз предложил продать коллекцию королю Карло Феличе, он не имел успеха. Отверг его предложение и Лувр, но во второй раз сделка с Турином состоялась. В собрании был знаменитый туринский "царский папирус" со списками мифологических и реальных правителей Египта на протяжении тысячелетий, приобретённый Дроветти в Луксоре в 1820 году. При транспортировке в Италию папирус рассыпался на кусочки, которые впоследствии пытался собрать воедино Жан-Франсуа Шампольон. Когда коллекция Дроветти прибыла в Турин, Шампольон в течение нескольких месяцев лично распаковывал предметы и занимался их каталогизацией.
Кошачьи статуи и саркофаги. Поздний период, 1 тысячелетие до н.э.
Кошки жили при храмах, за ними ухаживали жрецы, их останки мумифицировали и хоронили в подземных камерах.
Деревянный саркофаг для кошачьей мумии. Поздний период, 25-31 династии, 712 - 332 гг. до н.э.
И наконец, в третий раз Туринский музей значительно пополнился в начале 20 века, стараниями директора, блестящего ученого-египтолога Эрнесто Скиапарелли, возглавившего музей в 1894 году. Между 1903 и 1920 годами Скиапарелли организовал двенадцать археологических экспедиций для пополнения музея. Важнейшей из его находок стала гробница архитектора Ка и его жены Мерит. Трофеи Скиапарелли насчитывали 18 000 предметов, и к 1920 году музей обладал уже 25-ю тысячами экспонатов!
Саркофаг в виде статуи кошки. Мумия кошки до сих пор находится внутри саркофага.
Поздний период, 25-31 династии, 712 - 332 гг. до н.э.
Мумии кошек
Сейчас в музее, который располагается в старинном здании Академии наук, около 30 000 объектов, и он уже пять лет реконструируется. К 2015 году работы будут закончены, но уже и сейчас музей поражает не только богатством и разнообразием экспозиции, но очень эффектной подачей – стены и потолки залов выполнены из зеркального материала, витрины отражаются в потолке, умело подсвеченные статуи двоятся, отражаясь в стенах, пространство и без того больших залов кажется бесконечным. Хотя музей называют одним из самых посещаемых в Турине, народу в залах немного, и порой ты остаешься один на один со статуями богов и фараонов, саркофагами и мумиями…
Ларец для ушебти - маленьких статуй работников, которые должны были обслуживать хозяина в загробном мире. Новое Царство, 18-20 династии, 1550-1070 гг. до н.э.
Ларец для ушебти..Новое Царство, 18-20 династии, 1550-1070 гг. до н.э.
Ларец для ушебти. Новое Царство, 18-20 династии, 1550-1070 гг. до н.э.
Погребальная ладья
Статуя жреца с бараном
Внутренняя роспись саркофага
Мумия мужчины. Новое Царство, 18-20 династии, 1550-1070 гг. до н.э.
Зал, в котором выставлены находки из гробницы архитектора Ка и его жены Мерит
Надгробная плита архитектора Ка и его жены Мерит. В верхней части Ка предстает перед Осирисом и Анубисом. В нижней части Ка и Мерит сидят перед накрытым столом, по другую сторону которого стоит их сын.
Погребальная золоченая маска Мерит, закрывавшая лицо мумии.
Залы скульптуры
journal.com/28583074.html