Сегодня я начинаю серию постов о Сицилии. Тепло, море, ароматы цветущих лимонов, курение ванильных сигар на пляже, сладкая Марсала и Грилло... а ещё потрясающее наследие в виде уникальной скульптуры, фантастических мозаичных циклов и ещё много-много чего :)
Итак, предыстория: в XI в. было основано Сицилийское королевство, управляемое династией норманнов из династии Отвилей. На острове формируется до тех пор неведомый симбиоз трех основных народов того времени: православных византийцев, латинян европейцев и мусульман, господствовавших на острове с IX в., "многонациональное государство", как сейчас говорят. Основатель нового королевства и самый талантливый его правитель, Рожер II, не подавлял устои каждой группы населения острова, но смог под своим руководством использовать сильные стороны каждой из них во благо развития государства. Таким образом, в частности, развилась местная традиция в архитектуре и искусстве, в последствии получившая название “арабо-греко-норманнский стиль”.
Положение Сицилийского королевства в мировой политике на протяжении всей его 100-летней истории было полным взлетов и падений, итриг, сражений и настоящих чудес; в королевском дворе всегда хватало ярких и даже одиозных персонажей, будь то талантливый полководец или мерзкий предатель. Кому интересно – читайте книги Джона Норвича. Я же буду лишь иногда упоминать основные моменты, напрямую связанные с тем или иным памятником.
Итак, в небольшом прибрежном городке Чефалу с 1131 года начинается строительство первого собора нового королевства.
На месте современного Чефалу крупные поселения существовали ещё со времен глубокой древности (об этом в следующем посте), однако, он серьезно пострадал при осадах мусульман в IX в. и норманнов, под предводительством завоевателя Рожера I в XI в.
1.
Истинные причины выбора Чефалу в качестве места строительства первого большого собора королевства не ясны. Однако, существует легенда, согласно которой Рожер II, возвращаясь из очередного похода на мятежную материковую часть своего королевства (из современной Кампании), попал в сильный шторм и, молясь о спасении, пообещал Господу выстроить собор на берегу. Молитва его была услышана, Рожер увидел образ Георгия Победоносца, а на следующее утро, спасенный, причалил к берегам Чефалу. Тут же король отдал распоряжение о строительстве часовни Св. Георгия и начал выбирать место для грандиозного строительства собора в честь Спасителя. Норвич пишет, что у этой легенды даже существует документальное подтверждение, обнаруженное в архивах Барселоны.
2.
Рожер II, пользуясь расположением антипапы Анаклета II, создал в Чефалу, на базе ещё недостроенного собора, отдельную епархию, со своим епископом. Строительство основного объема собора было завершено при жизни Рожера, в 1145 году, но фасад и башни были достроены только к 1240 году, уже после падения правления Отвилей. В XV в. к фасаду был пристроен портик. Но не смотря на всё это, внешний вид собора сохранил романскую стилистику, причем в большей степени чем другие сицилийские храмы того времени.
3.
Но даже здесь проглядывается арабское влияние – характерные ложные арки с исламским двойным узором.
4.
Детали фасада (клик по превью для увеличения):
Башни достраивались после того, как власть на Сицилии перешла в руки императоров Священной Римской Империи – Гогенштауфенов. При этом формально остров являлся вассальской територией Священного Престола. Данное двоевластие отражено в формах зубцов башен – на одной они по форме напоминают митру латинского обряда, символизируя папство, а на второй мы видим хорошо знакомые москвичам «ласточкины хвосты», характерные для архитектуры городов северной Италии, находящихся под властью гибеллинов и, соответственно, Империи.
5.
Сверху хорошо видна необычная структура храма. В плане – традиционный латинский крест, но при этом трансепт заметно выше центрального нефа и боковых пределов, что характерно не для романского, а для более позднего готического стиля. При этом к трансепту пристроены три апсиды – центральная, на одной оси с нефом и две боковые, поменьше – наравне с пределами.
6.
Переходим к интерьеру. Свод центрального нефа опирается на колонны от древних построек II в. и изящные арки, необычные для романского храма, но характерные для арабской архитектуры.
7.
Капители над основными колоннами внутри храма выполнялись арабскими мастерами.
8.
Капители “триумфальной” арки перед апсидой – работа неизвестных европейских скульпторов XII в. На Сицилии сохранилось множество примеров фантастических каменных украшений. Историки до сих пор расходятся во мнениях, когда пытаются определить, откуда именно норманны приглашали скульпторов для работы над тем или иным храмом или клуатром (об этом я расскажу в каком-нибудь другом посте), но почти с уверенностью можно сказать, что именно эти капители – самый первый пример греко-арабо-норманнского стиля в скульптуре.
9.
Как я уже писал, основной объем собора был достроен к 1145 году. Это время – расцвет Сицилийского королевства, а его король, исполненный амбициями, мечтал о распространении своего влияния и завоевания Византии. Стремясь заранее уподобиться властителям восточной империи, Рожер изъявляет желание быть погребенным в своём новом соборе и заготавливает 2 порфировых (этот камень - символ византийских императоров) саркофага. Тогда же Рожер II приглашает мастеров-мозаичистов из Константинополя для украшения интерьера храма в Чефалу. Этим событием Рожер зачинает особую ветвь развития византийского мозаичного искусства вне границ самой восточной империи.
10.
Основная часть мозаик в соборе Чефалу выполнена неизвестными мастерами-греками, и они являются наиболее близкими по стилю и качеству исполнения к чистой византийской традиции. Изображение Христа многими признаётся одним из величайших в истории христианского искусства и с этим нельзя не согласиться – мозаика производит невероятное впечатление.
Размещение Пантократора в конхе апсиды - новый прием для греческих мозаичистов, ведь традиционно Христос Пантократор изображался в центре купола (см., например, один из куполов церкви Христа Спасителя в Хоре). Вспомним также апсиду собора в Пизе с Христом работы Чимабуэ – истоки то тут, на Сицилии :)
11.
Детали (клик по превью для увеличения):
Под изображением Христа греческие мозаичисты разместили три ряда. В первом – Богородица Оранта и четыре архангела, облаченные в императорские одежды, в руках у них символы монаршей власти: скипетр и держава.
12.
Все прочие мозаики собора выполнялись уже при помощи местных мастеров немного позднее. Эти работы разумеется, имеют византийские корни, но их авторы вносили порой довольно вольные изменения в традиционные каноны. Во-первых, латинская иконографическая традиция не имела столь строгих рамок, а во-вторых заказчики-короли видели целью искусства не столько привитие прихожанам строгих религиозных устоев, сколько утверждение в их глазах собственного величия. И Рожер II, в частности, всячески позиционировал себя как божьего помазанника.
Второй и третий ряды – апостольские. Слева - Марк, Матфей, Пётр, Филипп, Иаков Зеведеев, Андрей Первозванный. Справа - Павел, Иоанн Богослов, Лука, Симон Зилот, Варфоломей, Фома.
13.
В своде апсиды спрятались херувимы, серафимы и ангелы.
14.
В апсиду не уместились ряды святых и пророков. Эти мозаики набирали ещё позднее.
15.
Мозаики поближе и общие планы (клик по превью для увеличения):
Последнее, что стоит посмотреть в соборе Чефалу – частично сохранившийся клуатр.
16.
Квадратный в плане клуатр окружен двойными колоннами с резными капителями, каждая из которых уникальна.
17.
К сожалению, из четырех сторон клуатра до наших дней уцелели только две, да и те – только благодаря масштабной реставрации, завершенной только в XXI в.
18.
Из сохранившихся капителей только одна посвящена библейскому сюжету - это Ноев Ковчег.
19.
Остальные же изображают узоры, растения и животных. Даже грифоны есть.
20.
Ещё (клик по превью для увеличения):
Следующий пост будет посвящен самому городу Чефалу и скале, с которой открываются вот такие виды на собор.
21.
http://vlasshole.livejournal.com/81908.html