Оригинал взят у cicerone2007 в Античные подлинники на Вилле Гетти
За несколько месяцев до поездки в Калифорнию я была в Риме и оказалась на выставке, открытой в Квиринальском дворце. Это была экспозиция античных произведений, возвращенных из музеев США итальянским правительством. Большая часть произведений, когда-то незаконно вывезенных из Италии, долгое время принадлежала Гетти. Кроме того, в Италию вернулись вещи из Нью-Йорка и Бостона. Масштабы выставки и ее состав поражали. Огромное количество первоклассных ваз, от небольших чернофигурных киликов из Лаконии до огромных кратеров и лутрофоров Великой Греции, мраморная и бронзовая пластика, фрагменты древнеримских фресок наполняли залы президентского дворца. Здесь можно было увидеть даже лицо большой статуи, выполненное из слоновой кости. После этой выставки невольно возникал вопрос: а на Вилле Гетти что-нибудь осталось? Попав в Калифорнию, я поняла, что осталось еще очень много.На Вилле Гетти в Малибу находится экспозиция античного искусства. Она построена не по хронологическому, а по тематическому принципу. Конечно, иногда возникают натяжки, но в целом путешествие по вилле очень увлекательно. Постараюсь хотя бы приблизительно сохранить музейную логику. На первом находятся этаже замечательные рельефы с изображением слонов:
В собрании музея есть несколько первоклассных римских саркофагов. Особенно хорош незаконченный саркофаг конца 2 – начала 3 вв. Непроработанными остались фигуры умерших, расположенные на крышке, а боковые рельефы выполнены детально:
На Вилле Гетти есть образцы античной живописи. Это хорошо сохранившие цвет осколки фресок из окрестностей Везувия. Вот перед нами женщина, застывшая на балконе. Интересно, что она пьет?
Есть и очень качественный образец напольной мозаики:
Очень хороши греческие сосуды из серебра. Их украшают лебяжьи головы и датируются они 4 в до н.э.:
Прекрасно римское серебро 1 в. до н.э.:
Керамика в залах сгруппирована по мифологическим персонажам или таким темам как симпостий, олимпиады, животные и т.д. Великолепен лаконский килик с орлом, которого обвила змея:
Гомер. Илиада. Песнь двенадцатая.
БИТВА ЗА СТЕНУ
Но между тем, как они совлекали блестящие брони,
С Полидамасом и Гектором юношей полк приближался,
Множеством, храбростью страшный и более прочих пылавший
Стену ахеян пробить и огнем истребить корабли их.
Но, приближась ко рву, в нерешимости храбрые стали:
Ров перейти им пылавшим, явилася вещая птица,
Свыше летящий орел, рассекающий воинство слева,
Мчащий в когтях обагренного кровью огромного змея:
Жив еще был он, крутился и брани еще не оставил;
Взвившись назад, своего похитителя около выи
В грудь уязвил; и, растерзанный болью, на землю добычу,
Змея, отбросил орел, уронил посреди ополченья;
Сам же, крикнувши звучно, понесся по веянью ветра.
Трои сыны ужаснулись, увидевши пестрого змея,
В прахе меж ними лежащего, грозное знаменье Зевса.
Целый зал посвящен подвигам Геракла. На этрусской гидрии герой борется с Лернейской Гидрой:
Есть отличные образцы коринфской керамики 7 в. до н.э. с фризами из львов, рыкающих то на оленей, то на быков:
Изысканны аттические чернофигурные сосуды 6 в. до н.э.:
Есть белофонные лекифы 5 в. до н.э., предназначенные для погребального культа:
Чрезвычайно увлекательно рассматривать усложненные монументальные сосуды 4 в. до н.э., созданные в Великой Греции (Южная Италия):
В музее устраиваются временные выставки. Нам посчастливилось увидеть экспозицию, посвященную цвету в искусстве. Здесь было все: от античности до гиперреализма. И если реконструкции эгинских статуй вызывали некоторую оторопь, то подлинные античные вещи, сохранившие раскраску и позолоту былиочень интересны. Вот, например, римский рельеф с изображением Митры: