Еще одна интересная церковь средневекового Агридженто - Санта-Мария-деи-Гречи, постронная на месте античного храма Афины. Собственно на Сицилии это не первый случай, когда языческий храм после некоторых перестроек превратился в христианский. В том же Агридженто, но в Долине храмов, есть т.н. храм Конкордии, который сохранился гораздо лучше соседей, потому что в византийскую эпоху превратился в церковь апостолов Петра и Павла. Ну а в Сиракузах барочный фасад кафедрального собора тщательно скрывает неудобный факт: собор - это перестроенный античный храм Афины.
Итак, в античные времена на месте нынешней церкви был храм Афины, построенный в V веке до новой эры. С приходом христианства храм был не разрушен, как бесовское обиталище, а слегка перестроен и стал местом молитвы для христиан. При арабах эта церковь сохранялась за христианами. Норманны, отбившие город у сарацин в 1087 году, первое время использовали Санта-Марию в качестве кафедрального собора. В 1096 году епископ Герланд начал строительство нынешнего кафедрального собора, ныне носящего его имя (Сан-Джерландо), а Санта-Мария осталась храмом христиан византийского обряда, отсюда и название "деи Гречи", т.е. "принадлежащая грекам". Мои скудные источники умалчивают, когда византийский обряд здесь был заменен на латинский; процесс этот в разных областях Сицилии растянулся на века. На сегодня от греков в церкви осталось лишь название, а так здесь служат по римскому обряду.
Внешне церковь невзрачна; простенький ее фасад восходит к XII веку, а портал выполне в XIII столетии. Но если свернуть налево и спуститься вниз, попадаешь в V век до новой эры: перед нами трехступенчатое основание античного храма (стилобат, она же крепидома) с колоннами.
Вернемся в церковь XII века:
Видите левую стену на последнем снимке и остатки колонн в проемах? Вот эту-то стену с колоннами мы и видели снизу. Как и в Сиракузах, жители Агридженто просто замуровали пространства между античными колоннами, превратив колоннаду во внешюю стену храма, а в стене целлы, наоборот, прорубили проемы, сформировав тем самым колоннады между главным нефом (бывшей целлой) и нефами боковыми.
Еще здесь сохранилась деревянная кровля все того же XII века (в соборе значительную ее часть закрыли более поздним кессонированным потолком):
Есть здесь и фрески XV - XVI веков; они, правда, находятся в темном правом дальнем углу, но кое-что можно увидеть и даже сфотографировать.
Введение Марии во Храм (слева) и фрагмент Древа Иессева (справа)
Плохо сохранившаяся Мадонна дель Латте, т.е. Богородица Млекопитающая.
Напомню, что Сан-Джерландо, кафедральный собор Агридженто, уже много лет находится на реставрации после очередного землетрясения, и бОльшая часть его пока нам недоступна. Но кое-какие уже восстановленные части (пресвитерий, правая ветвь трансепта и кампанила) можно посетить на возмездной основе, и я очень рекомендую это сделать (иначе без наших пожертвований собор так и не восстановят до следующего землетрясения). Но туда нужно знать дорогу, она, прямо скажем, не очевидна. Правда, если вы посетите хоть какую-нибудь из ранее описанных церквей (Сан-Лоренцо, Санто-Спирито или все ту же Санта-Мария-дель-Гречи), вам обязательно вручат карту - без нее к собору можно выйти только наугад)))
Ну вот теперь я считаю свои прошлогодние долги перед читателями оплаченными и могу с чистой совестью переместиться в Палермо, чтобы показать вам вновь открывшиеся или вновь найденные мною интересные храмы и музеи. Как вы помните, мы с графом Прочидой из "Сицилийской вечерни" Верди поем "O tu, Palermo, terra adorata"