Продолжим прогулку по самому популярному маршруту Вероны. Как бы ни были знамениты римские памятники, всё же самые интересные экспонаты этого города относятся к более поздней эпохе - к столетию правления и триумфа Скалигеров (1260-1387). Конечно, в первую очередь - это арки Скалигеров. На них из окна дворца Кангранде I смотрят с ужасом детишки на заглавном фото. Скалигеры были баснословно богаты, но при этом очень подозрительны, жестоки и мстительны, да к тому же за ними числятся убийства родственников...
1. Из окна дворца видны три гробницы, поднятые на высоту, что само по себе очень необычно. Две арки находятся во внутреннем дворике церкви Санта Мария Антика, они окружены ажурной решёткой, но арки хорошо просматриваются и с улицы, а одна арка возвышается над боковым порталом церкви.
2. Это арка Кангранде I делла Скала (1291-1329), наиболее выдающегося представителя династии Скалигеров. Кангранде дважды изображён на ней: лежащий, объятый вечным сном, и на вершине надгробия - сидящий на лошади. Саркофаг веронского правителя покоится на четырех каменных псах, которые держат в лапах родовой герб. Собака была символом этой династии (Кан Гранде - "большой пёс"). Четыре коринфских колонны подпирают высокий балдахин на стрельчатых арках. На фронтальной части саркофага - три фигуры: Христос, Богоматерь и архангел Гавриил.
Арка Кангранде I делла Скала
3. Кангранде был имперским викарием, вёл многочисленные войны, успешно расширяя территорию Вероны. Он одержал победу над Виченцей и Падуей. Кангранде I умер в возрасте 38 лет, через 4 дня после своего триумфального завоевания города Тревизо. Причиной смерти стало умышленное отравление наперстянкой. Племянник и наследник Кангранде, Мастино, незамедлительно приказал повесить личного врача своего дяди, что до сих пор вызывает некоторые подозрения.
4. Оригинал статуи Кангранде мы видели в музее Кастельвеккио на специальном балкончике под навесом, а над входом в церковь сейчас установлена копия.
5. Зашли и в церковь Санта Мария Антика. Старая церковь Девы Марии была построена в 1185 году в романском стиле в качестве семейной часовни, а затем возле неё постепенно появились готические гробницы. Фасад церкви выполнен из туфа и кирпича и прорезан маленькими окошками. Её внутреннее пространство состоит из трех нефов, разделенных колоннами, несущими на себе полукруглые арки. Сейчас интерьер имеет первоначальный средневековый вид.
6. Капители колонн лишены скульптурных украшений, представляют собой ровные блоки в форме усеченной пирамиды. На боковых апсидах видны кладки из камня и кирпича.
7. Небольшая церковная колокольня (на фото слева) сохранила первоначальные формы романской башенки с двойными окнами и черепичной конической крышей.
8. Следующей появилась арка преемника Кангранде - его племянника Мастино II делла Скала (1308-1351), прожил он тоже недолго, но побеспокоился о своей гробнице заранее. Удачные походы значительно расширили его владения вплоть до Тосканы, но вовлекли его в войну с Флоренцией, Миланом и Венецией; он потерял Парму, а Лукку вынужден был продать Флоренции.
Арка Мастино II делла Скала
9. Однако арку свою Мастино повелел украсить фигурами ангелов и добродетелей, сам же правитель изображен в доспехах восседающим на коне в торжественной и спокойной позе.
10. Самая нарядная арка Кансиньорио делла Скала (1340-1375), сына Мастино II, похожа на маленький готический собор, выполнена мастерами болонской школы. Арка украшена шатрами со статуями святых и аллегорическими фигурами. Шесть витых колонн поддерживают мраморное основание, на котором стоит саркофаг с барельефами на тему евангельских сцен.
Кансиньорио был последним законнорожденным правителем Вероны и Виченцы из дома Скалигеров. Нрава он был буйного, но преуспел, как и его предшественники, в архитектурном украшении города. Стал правителем, убив старшего брата Кангранде II. Захватив власть, некоторое время правил вместе с другим братом Альбойно II, но вскоре отстранил его от власти и правил единолично. Затем Кансиньорио провозгласил наследниками своих бастардов.
Арка Кансиньорио
11. Дальше мы направляемся к следующей точке притяжения - площади Синьории, чтобы увидеть резиденцию Кангранде I делла Скала.
12. Дворец был построен в конце XIII века. В 1311 году он стал резиденцией Кангранде, самого могущественного представителя династии. В эпоху венецианского правления веронским архитектором Микеле Санмикели был построен большой портал, украсивший вход во дворец. Портал напоминает римскую триумфальную арку. По бокам от арки - фигуры Ники, ну и конечно - барельеф Льва Святого Марка.
13. На площади стоит памятник Данте Алигьери, по приглашению Кангранде он жил во дворце в течение 13 лет в период изгнания из Флоренции. Данте упоминал о семье делла Скала в "Божественной комедии".
Памятник был установлен в годы зависимости от Австрии с целью подчеркнуть, что Верона - итальянский город. За памятником слева - "Дом жалости", подаренный женой одного из Скалигеров для обустройства приюта. Всё-таки Скалигеры были и меценатами и покровителями искусств.
"Дом жалости" и Лоджию совета соединяет арка над улицей, а на арке стоит памятник Джераломо Фракасторо - врачу, географу, астроному и поэту одновременно.
14. Лоджия совета - с архитектурной точки зрения самое значительное сооружение конца XV века на площади. В нижней части фасада - галерея полукруглых арок и колонн с коринфскими капителями. Вверху - четыре двойных окна, украшенных люнетами и рельефными пилястрами. Между окнами - граффити с геральдическими фигурами и орнаментом.
15. Верхний этаж дворца оканчивается карнизом, украшенным мраморными статуями Катулла, Плиния, Витрувия и Корнелия Непота (римского историка, уроженца Вероны).
16.
17. Изящество форм в сочетании с венецианской вычурностью делают лоджию наиболее выдающимся зданием веронского ренессанса.
18.
19. Напротив дворца Кангранде стоит Домус Нова, сейчас здесь расположился отель. Здание приобрело свой нынешний вид после реконструкций 1731 года.
20. Дворец Коммуны выходит своими фасадами и на Площадь Синьории и на Пьяцца делле Эрбе (Площадь трав). Он был возведен в XII веке, хотя его фасады давно не средневековые. На площадь Синьории он обращен своим ренессансным фасадом. Ещё одно примечательное сооружение на площади Синьории - колокольня Ламберти.
Дворец общин или Дворец правосудия
21. Во время венецианского доминирования во дворце располагались городское правление, суды, тюрьма и различные учреждения, включая нотариальную коллегию со своей капеллой.
22. Двор дворца Коммуны интересен, но туда мы только заглянули.
23. Пройдя через очередной арочный проход, попадаем на Пьяцца делле Эрбе. Две расположенные рядом площади совершенно не похожи друг на друга. Начиная с римской эры Пьяцца делле Эрбе была форумом - местом встречи жителей Вероны. Рынок здесь кипел веками, да и сейчас площадь заставлена лавками и тентами.
24. Площадь обрамляют здания различных эпох. Башня Гарделло была возведена еще до эпохи правления Скалигеров, но в 1363 по приказу Кансиньорио делла Скала она была существенно перестроена.
В центре площади находится каскадный фонтан Мадонна Верона. Раньше на этом месте стояла древнеримская статуя, а в 1368 году её дополнили головой с короной.
25. Дворец Маффеи - барочное здание, построенное на месте здания XIII века. Балюстрада украшена статуями античных божеств: Юпитера, Аполлона, Венеры, Минервы, Меркурия и Геркулеса.
26. Около дворца Маффеи стоит мраморная колонна святого Марка, возведенная в 1523 году в честь восстановления венецианского доминирования.
27. Дом Маццанти - один из древнейших дворцов Вероны, его стены украшают фрески. Первоначально краска на дома наносилась лишь для того, чтобы защитить постройку от непогоды, но со временем роспись превратилась в важный декоративный элемент зданий. Известно, что в XIII веке верхняя часть дома использовалась Скалигерами как зернохранилище, а в нижней части были открыты торговые лавки.
28. На фресках изображены цветной орнамент и аллегорические фигуры Невежества, Благоразумия и Зависти.
29.
30. На площади есть ещё несколько интересных монументов. В центре площади стоит готический мраморный балдахин, который служил трибуной для правителей Вероны. В основании балдахина высечены две средневековые единицы измерения расстояния: "черепица" и "кирпич". Другие эталоны - мера связки хвороста и локоть.
31. Купеческий дом - здание в романском стиле, в средние века он играл центральную роль в управлении городом. Во времена Скалигеров в нём располагались ремесленные и торговые объединения. Сейчас это Народный банк Вероны.
32. Многое не увидишь за полдня, но почувствовать, что Верона - очень приятный город, со своим особенным настроением, можно.
33. Тем более, когда попадаешь в такие тихие и милые уголки.
34.
35. И вот вдали показались ворота Борсари - часть крепостной стены города эпохи Римской империи. С древних времен в Вероне сходились четыре основные торговые дороги, одна из которых, Виа Постумиа, проходила сквозь ворота Борсари и вела к форуму. В те времена ворота назывались воротами Юпитера из-за их близости к античному храму Юпитера.
36. Ворота представляют собой один из образцов военных конструкций, которые строили римляне. Первоначально это было прямоугольное здание с двумя фасадами. По бокам его возвышались две башни, которые позволяли контролировать въезд и выезд через ворота.
37. В настоящее время остался только внешний по отношению к крепостной стене фасад. Он выложен из белого известняка. Два проезда накрывают арки, над которыми установлены два классических треугольных фронтона, поддерживаемых полуколоннами с коринфскими капителями. Над фронтонами идут два яруса окон. На первом ярусе некоторые окна помещены в эдикулы, повторяющие декор главных проездов.
38. Итак, мы сделали круг по главным достопримечательностям Вероны и снова выходим к Арене на площадь Бра.