Памятное место в Венеции – дом № 3082 на улице Calle diCa Malipiero в венецианском районе San Samuele – место, где жил легендарный Казанова.
ДЖАКОМО КАЗАНОВА
Известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель родился в Венеции 2 апреля 1725 года. Изучив право, в шестнадцать лет Джакомо получил степень доктора юриспруденции. Он хотел принять духовный сан, но запутался в любовных похождениях и был исключён из семинарии.
О нравах жизни в Венеции той поры мы знаем не только от Казановы. Сан Дидье пишет: «Ничего в Венеции не вызывало такого интереса, как монастыри». Были там частыми посетителями и вельможи. И так как все монахини были красивы и стройны, ни одна не оставалась без любовника. А забота надзирательниц о нравах выражалась в том, что они помогали монахиням находить более искусные способы встреч с любовниками и покрывать их. Во время карнавала в Венеции (а его там растягивали почти на полгода) женские монастыри превращались в танцевальные залы, заполнялись мужчинами в масках. По свидетельству современников, в монастырь не принимали некрасивых, а тем более имеющих какие-либо физические недостатки девушек.
Побывав в Риме, Неаполе, Париже и Константинополе, Казанова вернулся в Венецию, где за обман и богохульство в 1755 году был заключён в тюрьму. Согласно мемуарам Казановы, важным доказательством его вины было то, что у него обнаружили книгу Зогар (которую и я сейчас читаю).
Казанова год готовил побег, рыл подкоп, но был замечен. Однако это его не смутило, и он всё-таки совершил героический побег из «Свинцовой Крыши» – так называли тюрьму для государственных преступников, которая располагалась на чердаках Дворца дожей.
Казанова посетил Париж, затем Берлин. В 1764-1765 годах он находился в России, встречался в Санкт-Петербурге с Екатериной Великой. Затем вёл скитальческую жизнь в Австрии, Германии, Франции, Испании, Италии, всюду переживая множество приключений.
Когда Казанова направился в Петербург, то по дороге у него потребовали предъявить паспорт. Казанова с гордостью заметил, что он венецианец, путешествует ради своего удовольствия, и никогда не нуждался в паспорте, поскольку его республика ни с кем не воюет. Тогда Джакомо выдали удостоверяющую бумагу вместо паспорта, которую он хранил до конца своих дней.
В Санкт-Петербурге в те годы в Зимнем Дворце проводилось по восемь маскарадов в год. Вход был бесплатный. Посетить маскарад могли не только дворяне, но и мещане, и купцы. Нужно было только предъявить билет на входе. В самом дворце была роскошь, наполненные различной едой буфеты, обилие свечей. Видел Казанова и императрицу Екатерину вторую в костюме домино. Она подсаживалась к тем, кто говорил по-русски, с целью узнать, что думают о ней её подданные.
Казанова писал в своих мемуарах: «по здравому рассуждению существование Петербурга кажется мне непрочным. Только гений великого мужа, которому в радость обуздывать природу, мог замыслить возвести город, будущую столицу огромнейшей империи, в столь неблагоприятном месте. Здесь сами почвы противятся усилиям тех, кто жаждет возвести на них каменные дворцы и не считаются ни с какими расходами. Здесь мостят улицы, зная, что через полгода их придётся мостить вновь. Я вижу город, который торопливый царь возводит наспех. … Я предвижу, что век спустя Петербург будет великолепен, но поднимется, по меньшей мере, на две сажени, и потому огромные дворцы не рухнут за недостатком свай».
В 1789 году Казанова начал писать мемуары («История моей жизни»), принесшие ему посмертную славу. Они составили десять томов. В 1826-1838 годах вышло французское издание, где были сокращены сексуальные похождения (в частности, выброшены все гомосексуальные эпизоды); причём из католика и убеждённого оппонента революции, каким был он на самом деле, Казанову превратили в политического и религиозного вольнодумца. Подлинный текст Казановы издан лишь в 1960-е годы.
Вот некоторые ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ Казановы:
«Свободным может считать себя тот человек, который понимает: всё хорошее или плохое в его жизни заслужено.
Из зла всегда следует добро и наоборот.
Нужно пользоваться любой возможностью доказать благодарность людям, желающим тебе добро.
Излишества в воздержании много страшнее излишеств в неумеренности, потому что последние дают несварение, а первые – смерть.
Прощение есть чувство героическое, свойственное благородному сердцу и великодушному уму.
Отдавайся тому, что приготовила для тебя судьба, если не испытываешь к сему неодолимого отвращения.
Размышления, вызванные несчастьем, оказываются не без пользы – они приучают думать.
Обман – это порок, но честную хитрость можно почитать за осмотрительность разума.
Лучше обладать не красотой, а неким загадочным свойством, которое возбуждает в людях доброжелательность.
Чтобы пожать плоды доброй репутации, нужно быть осмотрительным и в поведении, и в словах.
Легкомыслие и неумеренная склонность к наслаждениям совершенно уничтожают те способности, которыми одаривает нас природа.
Скромность только тогда добродетель, когда она естественна; если же она наигранна или вызвана строгим воспитанием, то это просто лицемерие.
Совершенной красоты не существует, ибо то, что кажется прекрасным одному, не всегда вызывает одобрение у других».
«Не может быть единой колеи к Истине, каждый идёт своим путём.
Надо быть собой и делать то, к чему тебя зовёт сердце.
Важен сам процесс поиска Истины, путь ради самого пути.
Открой своё сердце, забудь про ум, и ты почувствуешь, как надо жить, что правильно, а что неправильно.
Благодарность исходит от понимания. Благодарить, за всё благодарить — в этом секрет счастья.
Всё ко благу, как хорошее, так и плохое.
Выход есть всегда — он там, куда несёт течение.
Тяга человека к смыслу, к красоте, желание постичь цель своей жизни есть проявление его связи с духовной реальностью.
Окончательная цель самосовершенствования — любовь ко всему.
Только состоянием души, желанием творить любовь измеряется всё, что мы делаем, к чему стремимся, чего достигли в этом мире».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
оригинал тут - Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru