Тайна личности женщины, изображенной на всемирно известной картине «Мона Лиза» («Джоконда») великого итальянского художника Леонардо да Винчи, продолжает будоражить умы исследователей. Несколько лет назад глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия Сильвано Винчети предположил, что на полотне представлена не жена флорентийского купца Лиза дель Джокондо (Лиза Герардини), как считают большинство специалистов, а юный подмастерье Леонардо по имени Джан Джакомо Капротти, с которым художник якобы состоял в любовной связи.
Винчети отчасти пересмотрел эту гипотезу и теперь выдвигает версию, что персона на полотне — андрогин, соединяющий в себе мужские и женские признаки. По мнению исследователя, в портрете художник запечатлел как черты Лизы Герардини, так и своего предполагаемого любовника Джан Джакомо Капротти, более известного под прозвищем Салаи (Дьяволенок).
Ученый пришел к такому выводу, изучив «Джоконду», написанную около 1503-1505 годов, при помощи метода инфракрасного излучения. Он утверждает, что нос, лоб и улыбка Моны Лизы поразительно похожи на образы в картинах Леонардо, для которых позировал Салаи. Среди них — изображения Иоанна Крестителя и эскиз к этой картине «Ангел во плоти», на которой изображен обнаженный молодой человек с эрегированным пенисом.
Из биографии Леонардо известно, что Салаи появился в доме художника 22 июля 1490 года десятилетним мальчиком. Живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари упоминал необыкновенную внешнюю привлекательность юного подмастерья. Салаи работал ассистентом Леонардо в течение следующих 20 лет, передает NEWSru.com.