История создания парка монстров в итальянской деревушке Бомарцо
О Бомарцо я услышал от случайного попутчика, летевшего со мной из Рима в Москву. Итальянец Марко поведал мне об этой деревушке со странным парком и мифологическими скульптурами.
Уникальный парк «Сад чудовищ» был создан по замыслу итальянского герцога Пьер Франческо Орсини в XVI веке. Считается, что поводом для его строительства была тоска по молодой и рано умершей жене Джулии — представительнице могущественного рода Фарнезе, внучке папы Павла III. Несколько лет Орсини обдумывал идею создания того, что потом станет для него «locus amoenus» — местом приятного уединения.
Официальная закладка парка датируется 1552 годом. Ведение работ в нем было доверено придворному папскому архитектору Пирро Лигорио. Именно ему Микеланджело предложил возглавить строительство базилики святого Петра в Ватикане. Настоящую славу Лигорио принесла созданная им вилла д’Эсте на окраине Тиволи, ставшая прародительницей Версаля и Петергофа.
Спустя несколько лет слухи об этом странном месте распространились так широко, что дошли даже до следующего главы папского государства — папы Григория XIII, известного по введению Григорианского календаря. В 1579 году он возвращался из поездки по окрестным городкам и даже пожелал сделать крюк, чтобы лично увидеть творение герцога Орсини.
К посещению «Сада чудовищ» нужно было готовиться: атмосфера в замке в такие дни была особенная. Никакого веселья, ведь гостям герцога Орсини предстояло посетить «святое место». Хозяин придумывал для посещения парка что-то вроде сценария в стихах, основу сюжета которого составляли древние легенды и мифы.
Позже этот обычай даст повод предположить, что путешествуя из Флоренции в Рим, в этих местах побывал автор «Божественной комедии» и написал именно здесь знаменитое вступление к «Аду»: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины». Что ж, предположение вполне обоснованное.
Кажется, что «Сад чудовищ» мог быть предназначен и для жертвоприношения. Минуем главный вход. Сразу за воротами — каменный сфинкс на постаменте с надписью, составленной самим основателем: «Ты, входящий сюда, разложи ум на части и, подумав, скажи мне, для чего сии чудеса? Для обмана они или ради искусства?».
Судорожно цеплялись руки дам в платья кавалеров, когда в неровном свете факелов среди зарослей вдруг показывалась голова дракона или вырубленный почти в натуральную величину боевой слон, обхвативший хоботом врага! Чего стоят восьмиметровые, выросшие из скалы гиганты. А зловеще зияющая пасть чудовища, в глубине которой в цельной же породе вырублен каменный стол.
Даже с эротикой Орсини обошёлся по своему. Все женские фигуры «сопровождают» скульптуры животных. Покой сирены-акробатки охраняет спокойная, но настороженная парочка львов. За спиной полулежащей фигуры с вазой над головой — по всей видимости, невесты Нептуна — находятся скульптуры полубогов. Кроме того, Орсини приказал подкрасить фигуры и выделить все надписи красным цветом, напоминающим кровь.
Нынешние распорядители парка, к их чести, сохранили первоначальную идею и никаких специальных маршрутов с указателями не установили.
Какой смысл вкладывали создатели в фигуры и композиции — понять сложно. Орсини был связан с людьми, которые серьёзно занимались алхимией. Даже краску для скульптур в 1575 году герцог заказал у известного тогда в Риме алхимика Друэ.
Умер герцог Пьер Франческо Орсини на шестьдесят первом году жизни в 1585 году. «Сад чудовищ» отошел его любимому сыну Коррадино. Но никто из наследников парком не увлекся. В 1645 году Бомарцо вместе с парком были присоединены к вилле Ланте и оставлены в запустении. Спустя несколько столетий, в 50-х годах XX века «Сад чудовищ» приобрёл богатый торговец недвижимостью Джованни Беттини. В 1952 году в парке начались реставрационные работы, заключавшиеся в очистке сохранившихся фигур от земли и растений.
Надо сказать, что свой след в культуре это необычное место всё же оставило. Аргентинский писатель Мухика Лайнес написал роман «Бомарцо», а его земляк Альберто Хинастера, взяв за основу сюжет этой книги, создал одноименную оперу. Голландский художник Карел Виллинк посвятил целую серию картин. Микеланджело Антониони в 1949 году снял документальный фильм о парке. Вновь открыл миру «Сад чудовищ» Сальвадор Дали в 1938 году — отсюда, кстати, его слоны на длинных ногах.
«Сад чудовищ», или «Парк монстров» доступен всем желающим во все дни недели — в светлое время суток.