Я никогда не понимала, как можно писать о Риме. И хотя интернет пестрил статьями и отзывами о нем, я продолжала не понимать. Это же огромный монолит: исторический, политический, значимый. Как можно о нем писать? Как к нему подступиться? С чего начать? Знать город может только местный, до потери сознания в него влюбленный. Человек, изучивший все его углы и подворотни, развалины и камни. Рим – это нечто непостижимое, не вмещающиеся в рамки обычных туристических отзывов. Но и молчать о нем нельзя. Поэтому и пишут. Как могут, как получается. С любовью, с восхищением и почтением. Напишу, пожалуй, и я.
( Collapse )
Ведь он же уникален, хотя бы даже с исторической точки зрения. Веками быть центром сильнейшего государства, но не пропасть после падения, как например, его младший брат Константинополь, который стал турецким Стамбулом, оброс минаретами, мечетями и пропахший восточными сладостями.
Оставаться важным и влиятельным, да к тому же стать столицей Итальянской республики, многие ли на такое способны? А еще Рим - очень мужской город. И прямо даже мужественный.
В Италии много городов мужского рода, но быть более брутальным и сильным, чем Рим не получается ни у кого. Он, можно сказать, мачо.
И у этого мачо невероятная энергетика. Она бьет прямо из-под земли, словно к поверхности подведено тысячи проводов, несущих энергию. Он заряжает и поражает, кокетничает и улыбается, но никогда не теряет тысячелетнего достоинства.
Еще меня удивляет, как Рим умудрился создать свой потрясающий «винегрет»: он взял древнюю историю, не забыл про цезарей и заговоры, добавил мистики, религии, поместил величайшие произведения искусства, отгрохал масштабные церкви, украсился барокко и талантом Бернини.
Получился слоеный шедевр из разных эпох, каждая из которых широко и ярко представлена.
И как же ему идет барокко! Этот стиль мне казался «кудрявым» и витееватым, но больше женским, нежели мужским. Но во что он превращается в Риме! Четкие, ясные, изящные, округлые линии, но чувствуется неудержимая мощь и сила. Словно высеченные фасады и завитки, помещенные твердой и уверенной рукой. Залюбуешься!
Римские церкви особенные. Монументальные и масштабные, их сложно спутать с темными венецианскими соборами или ренессансными флорентийскими.
Ни один город Европы не хранит в себе столько христианских святынь – еще одно достоинство Рима.
Царица Елена, император Константин, первые Апостолы и святые обогатили его настолько, что тягаться с ним может, наверно, только Иерусалим.
И это тоже удивительно: город, где императоры гнали и убивали верующих, вдруг взял и стал центром и оплотом всего христианского мира, где религия оказалась важной составляющей.
Столь любимый мною Ренессанс Риму чужд, однако, есть одна церковь в этом редком для данного места стиле. Называется она Санта Мария сопра Минерва и находится рядышком с Пантеоном. Как она мне симпатична!
Ее Ренессанс необычный, потолки сине-голубые, а около алтаря красуется скульптура Микеланждело и спит вечным сном святая Катерина Сиенская.
А на площади перед храмом милая скульптура слона, с которой, кажется, только ленивый не фотографировался. Но самое мое любимое место – это упомянутый уже Пантеон.
Тут чувствуется величие архитектуры того, древнего Рима, что был сильным и влиятельным, который (пусть часто и благодаря другим культурам) вносил в жизнь прогрессивные вещи, а их достижениями мы пользуемся и сегодня.
Для меня остается загадкой, как во втором веке нашей эры сделали этот потрясающий купол. Даже не тот факт, что его сделали, а что до этого дошла человеческая мысль. Это же верх древней инженерии!
А еще Пантеон – место упокоения Рафаэля Санти. Его росписи в Ватикане это нечто. Они мне безумно нравятся!
Рафаэль здесь вышел из образа автора прекрасных Мадонн и сделал нечто масштабное и очень красивое, да еще и пребывал под впечатлением от таланта Микеланджело, что, можно сказать, трудился через стенку.
Вот им я никогда не устану восхищаться, потому что Буонаротти – гений, единственный в своем роде, яркое подтверждение правила – талантливый человек талантлив во всем.
Ни одно художественное произведение Рима не поражало меня больше его Сикстинской капеллы, и ни одна скульптура вечного города не могла достигнуть совершенства Пьеты.
Когда соприкасаешься с истинным талантом, то испытываешь невероятные чувства, начиная от дрожи в коленях и заканчивая временной потерей словарного запаса.
Именно так на меня действует Микеланджело – человек с гениальными способностями и скверным характером.
Еще в Риме я стала различать итальянский. Мне раньше казалось, что он везде одинаковый и разницы в произношении я не замечала. Но стоило перекинуться парой слов миланцу и римлянину, как у меня что-то щелкнуло.
Как по-разному они говорят, даже чисто фонетически! Римлянин – твердо, уверенно, проговаривая каждый слог. Миланец заливает мягко, обволакивая слова флером своей утонченности. Мини-открытие!
Еще когда-то я прочитала об одной особенности Рима - о его неизменности. Неважно, сколько пройдет лет, но вы обязательно вернетесь в этот сильный город и непременно найдете то, что было дорого в нетронутом виде.
Скамейки, фонтаны, таблички, дворики, полюбившийся ресторан или бар с волшебным кофе...все будет такое же, что и в последний приезд...как годы назад. И вы поймете, что Рим не изменился - поменялись вы сами.
Рим дает возможность каждому совершить свою собственную эволюцию на фоне вечности, понять, как идет жизнь и что поменялось в мыслях и идеях по сравнению с тем приездом, когда вы так же созерцали историю в его исполнении. Вы меняетесь, он остается все таким же.
Рим дает возможность повторить, переосмыслить, вспомнить, может даже повзрослеть. Его антураж вечен, а человеческая жизнь лишь миг. Сколько его почитателей уже почило в веках, сколько есть и сколько будет. Самый мужественный и вечный город на свете, который не боится начинать все с начала.
P.S. Все фото мои. Просто перевела в ч/б. А что лучше него подходит для "вечности"?:) http://tesoro82.livejournal.com/?skip=80 tesoro82