Конечно, они очень похожи, как похожи правила движения во всём мире, однако тем и заметнее различия.
Одно из наиболее обращающих на себя внимание различий: обилие в итальянских правилах расплывчатых определений типа “вблизи”, “недалеко”, “в непосредственной близости от”, “в течение недолгого времени”, там где в российских ПДД непременно используются цифры, указывающие конкретное количество метров и минут - в итальянских правилах значительно больший упор делается на здравый смысл, чем на формальные определения. Многие понятия расписаны гораздо подробнее, а многие, наоборот, значительно более схематично.
Левый поворот
Правила РФ вообще не определяют порядок выполнения левого поворота, при этом большинство водителей, боясь выехать на сторону встречного движения, старается повернуть налево уже после проезда середины перекрёстка. Согласно правилам дорожного движения Италии левый поворот обязательно выполняется так, чтобы центр перекрёстка оставался справа от автомобиля, что позволит спокойно разъехаться двум автомобилям, едущим навстречу друг другу и выполняющим левый поворот. Оставлять центр перекрёстка слева нужно только при наличии знака “круговое движение”. Обязательно помните про эту норму, находясь в Италии, чтобы не создать случайно аварийную ситуацию. |
Разворот
ПДД России: разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.
ПДД Италии: разворот запрещается на дорогах с двусторонним движением:
- вблизи поворотов, неровностей дороги и перекрёстков и непосредственно на них
То есть различие достаточно сильное: если в России привычнее для разворота доехать до перекрёстка и развернуться на нём, то в Италии это будет нарушением правил.
Обгон
В России: «Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Здесь же рассмотрим термин «опережение» , так как в итальянских правилах дорожного движения ему аналогов нет: «Опережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
В Италии: «Обгон» – манёвр, при котором транспортное средство опережает другое транспортное средство, животное или пешехода, которые движутся или остановились, по полосе движения или по части проезжей части, предназначенной для движения.
То есть в Италии определение более прозрачно: обгон - любое опережение кого-либо. Вы имеете право обгонять другую машину даже при одинарной или двойной сплошной при условии, что вы сможете осуществить этот маневр не пересекая сплошную.
Условия запрета обгона примерно совпадают, за некоторыми исключениями:
- в России обгон полностью запрещён перед железнодорожными переездами, в Италии он запрещён только, если переезд не оборудован барьерами и движение на нём не регулируется светофором.
- в России обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в Италии во всех этих местах обгон разрешён (запрещены только стоянка и остановка при отсутствии разрешающих знаков).
Не так давно из российских ПДД был исключен пункт о запрете обгона справа. В итальянских ПДД упоминается то, что обгон осуществляется обычно слева, и приводятся случаи, когда допустим обгон справа:
- если обгоняемый автомобиль намеревается поворачивать налево и он остановился с левой стороны проезжей части с односторонним движением
- если осуществляется обгон трамвая, который движется по центру дороги, или который остановился для посадки и высадки пассажиров в случае наличия островка безопасности.
Остановка и стоянка
В России: «Остановка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
В Италии: «Остановка» – временное (на небольшой период времени) прекращение движения транспортного средства по желанию водителя или пассажиров. Водитель не должен отдаляться от транспортного средства, чтобы иметь возможность в любой момент продолжить движение.
В России: «Стоянка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
В Италии: «Стоянка» – длительное прекращение движения транспортного средства, при которой водитель имеет возможность от него удалиться.
То есть, итальянские правила дорожного движения с одной стороны мягче, так как вы не ограничены формальными пятью минутами, а с другой стороны жестче, так как удаляться от машины вы не имеете права. Вы не имеете права оставить машину даже на пару минут под знаком “стоянка запрещена” и сходить в магазин.
Запреты на места для стоянки и остановки в России и в Италии практически совпадают. В Италии также запрещена стоянка около контейнеров с мусором и около мест общественной гигиены.
Также, итальянские правила дорожного движения требуют, чтобы при стоянке и остановке в населённых пунктах, при отсутствии тротуара, вы оставляли пространство не менее метра для прохода пешеходов
Документы, аптечка, знак аварийной остановки и т.п.
Как и в России, так и в Италии водитель обязан иметь с собой права, техпаспорт автомобиля (водитель не обязательно должен быть владельцем, доверенность не нужна), а также страховку ОСАГО (R.C.A.). В Италии квадратный квиток с данными по страховке должен быть в обязательном порядке размещён на лобовом стекле, страховой полис также нужно возить с собой вместе с остальными документами.
Аптечка и огнетушитель по итальянским ПДД не обязательны, обязательно иметь с собой только знак аварийной остановки, а также светоотражающий жилет.
Дороги и автомагистрали
В России: «Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Запрещается движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч. В Италии: «Автострада» — дорога с независимыми или разделёнными дорожным ограждением проезжими частями, имеющими как минимум две полосы для движения и полосу для аварийной остановки, без пересечения в одном уровне с другими дорогами, огороженная на всём протяжении и оборудованная полосами разгона и торможения для заезда и съезда транспортных средств. На автострадах разрешается движение лишь некоторых категорий моторных транспортных средств: мотоциклов с объемом двигателя минимум 150 куб. см. и автомобилей, способных развивать скорость не менее 80 км/ч. |
То есть в российском варианте и речи не идёт об отдельной полосе для аварийной остановки, которая идёт по всему протяжению автострады. Если же вспомнить ещё и о скоростных ограничениях — 130 или, в некоторых случаях, 150 на итальянских автострадах, и 110 на российских, то стоит вспомнить другое определение из итальянских правил дорожного движения:
Основная внегородская дорога (strada extraurbana principale) — дорога с независимыми или разделёнными дорожным ограждением проезжими частями, имеющими как минимум две полосы для движения и оборудованная специальными зонами для аварийной остановки, без пересечения в одном уровне с другими дорогами, огороженная на всём протяжении и оборудованная полосами разгона и торможения для заезда и съезда транспортных средств. На дорогах данного типа разрешается движение лишь некоторых категорий моторных транспортных средств (запрещается движение велосипедов, мопедов и лёгких квадроциклов) и обозначенная знаками начала и конца. Максимальная скорость составляет 110 км/ч, указатели синего цвета. |
То есть получается, что российским автострадам в Италии практически полностью соответствуют “основные внегородские дороги”, а для дорог, которые являются автомагистралями в европейском понятии, в России даже отсутствует определение.
Скоростной режим
Самая заметная разница - в максимальной скорости движения в населённых пунктах, в России она 60 км/ч, а в Италии - 50 км/ч (но на некоторых специальных городских дорогах может быть и 70 км/ч).
Знаки
Знаки в России и в Италии практически одинаковы, если не учитывать небольшой разницы во внешнем виде.
Однако есть и знаки, имеющие абсолютно разное значение. К примеру, знак, называющийся в России “искусственная неровность” в Италии обозначает неровность рельефа, и в зоне его действия запрещён обгон. Искусственную неровность он может обозначать только в присутствии специальной таблички. |
Знак, означающий в России “примыкание второстепенной дороги под углом”, в Италии означает приближение к полосе разгона справа или слева. |
Также имеются знаки и вовсе отсутствующие в России, например “cunetta” - неровность рельефа типа ямы, где может скапливаться вода или грязь. |
Цвета знаков практически совпадают. Стоит отметить лишь достаточно большое количество временных знаков на жёлтом фоне, требования к которым подробно расписаны в правилах.
Также, помимо стандартных цветовых обозначений для информационных знаков: белого, синего и зелёного, а также жёлтого для временных знаков, в Италии используется следующие цвета:
- Коричневый, для обозначения мест, имеющих туристическое, историческое, культурное значение и т.п.
- Чёрный - для обозначения промышленных объектов
- Оранжевый - для обозначения остановок школьных автобусов и стоянок такси
- Красный - для обозначения средств экстренной связи и комплектов скорой помощи
Таблички
Некоторые таблички в России и в Италии немного отличаются.
К примеру, обозначение действия знака в выходные и праздничные дни: в России используется символ звездочки, а в Италии - крест. |
Знаки начала и конца зоны действия в Италии могут быть выполнены как вертикально, так и горизонтально. В России горизонтальные таблички определяют направление действия, в Италии же в подобном случае знаки устанавливаются на нужной стороне дороги или используется табличка “Ambo i lati” (по обеим сторонам). |
Светофоры
Относительно светофоров в Италии и в России всё примерно одинаково, одинаковы и правила проезда перекрестков, регулируемых светофорами.
Небольшие отличия в Италии:
- зелёный мигающий отсутствует, после зелёного сразу загорается желтый (впрочем, это по правилам так, на некоторых светофорах конец действия зелёной фазы обозначается одновременно горящими зеленым и желтым).
- красный цвет часто бывает большего размера
- достаточно часто встречаются “мобильные светофоры”, регулирующие одностороннее движение во время ремонтных работ.
Также совершенно другой вид имеют светофоры для трамваев и маршрутных транспортных средств. Светофоры с цифрами скорости используются для индикации рекомендуемой скорости при работе светофоров в режиме “зеленой волны” |
Сигналы регулировщика
Руки вытянуты в стороны
В России: со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
В Италии: со стороны боков сигнал аналогичен зелёному сигналу светофора, разрешено движение прямо и повороты налево и направо. Со стороны груди и спины сигнал аналогичен красному свету светофора, движение запрещено.
Правая рука вытянута вперед
В России: со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо; со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
В Италии: со стороны левого бока разрешено движение во всех направлениях, с остальных сторон движение запрещено.
Сигнал поднятой руки в России запрещает движение, в Италии аналогичен желтому сигналу светофора.
ДТП
В России: при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия
В Италии: в случае загромождения проезжей части в результате поломки транспортного средства или в результате аварии, водитель обязан незамедлительно освободить проезд, убрав транспортное средство за пределы проезжей части, или, если это невозможно, сместив его максимально близко к правому краю проезжей части. Вне населённых пунктов при невозможности быстро убрать препятствие, необходимо выставить знак аварийной остановки (в населённых пунктах этого делать не нужно).
Полицию необходимо информировать только в случае невозможности убрать с дороги транспортное средство или упавший груз, и, естественно, в случае наличия пострадавших.
Если повреждения при аварии невелики, и участников ДТП всего двое, они могут уладить вопрос о возмещении самостоятельно, без привлечения страховой компании (т.н. risarcimento diretto).
В противном случае, необходимо обратиться в собственную страховую компанию, которая и займётся всеми вопросами, связанными со взысканиями или с выплатами. Если ущерб, нанесённый происшествием, превышает максимальную сумму по страховому полису (минимальное значение - 774.685,35 евро), то оставшаяся к выплате сумма делится пополам между водителем и владельцем автомобиля, естественно, если автомобилем пользовались с его одобрения.
Neopatenti
В Италии имеются ограничения для тех, кто получил права недавно. Так, в первый год они имеют право водить только автомобили, для которых соотношение мощности автомобиля и его массы составляет 55 кВт на тонну, в последующие два года - 70 кВт на тонну.
Также максимальная скорость для них ограничена 100 км/ч на автострадах и 90 км/ч на остальных дорогах.
Алкоголь
В Италии допустимое содержание алкоголя в крови - 0,5 промилле.
Однако, для следующих категорий водителей допустимо только нулевое содержание алкоголя:
- водители моложе 21 года
- водители со стажем менее 3 лет
- профессиональные водители
- водители транспортных средств категорий C, D и E