Львы, в средневековых бестиариях наделявшиеся способностью спать с открытыми глазами, были олицетворением бдительного стража. Пророчество Исайи описывает льва, мирно покоящегося рядом с овцой, что символизировало "человека, полностью управляющего своими силами, трансформировавшего необузданную волю в мужество, силу и любовь". Именно в такой интерпретации становятся понятными условные скульптурные изображения львов у порталов романских храмов Италии.
Эти романские львы совсем не реалистичны и очень характерны. Это "сфинксы" XII в. - грива символическая, контур головы и шеи предельно обобщен. Только оскал напоминает о царе зверей.
Но этот оскал не грозный, а трагический, как у античных масок.
Пара львов южного портала (Porta Regia, выходящего на Piazza Grande) кафедрального собора Модены 1167 г. Львы довольно страшные, но это впечатление не от реалистичного изображения звериного оскала, а именно от условно-символической трактовки образа.
Символика львиных фигур сохранялась на протяжении веков, но каждая эпоха интерпретировала эту символику в разных формах. Образ менялся в зависимости от стиля эпохи и изменения понятия о "страшном" и "защите и охране от зла" .
Фигуры львов XVI в. (?) времени мраморной облицовки фасадов собора Пьяченцы, совершенно иные - они не такие "страшные", но гордые своей силой. Грива трактуется крупными локонами, более реалистично, хотя сами "лики" львов все еще условны.
Но если обойти этот собор , то с северной стороны есть более старые скульптуры львов портала, напоминающие гораздо более древние протографы.
Конечно между древним каменным изображением льва из музея Стамбула и романским львом из Пьяченцы нет прямой связи, тем более это не копия, но очевидно, что приемы изображения гривы и оскала пасти льва в романском искусстве появились не случайно. Все было найдено и опробовано в глубокой древности.
Кафедральный собор Кремоны, или «Дуомо», строился на протяжении нескольких десятилетий — с 1107 по 1190 годы. Львы главного портала здесь точно XII в. На мой взгляд эти львы сделаны просто гениально! Из всех многочисленных скульптурных изображений льва они наиболее выразительны. В меру "страшные", вполне традиционные, но при этом - какая энергия! Шея сделана почти прямой, создается ощущение, что зверь издает рык, или вой, - свою львииную песню... но без надрыва и истерики. Сильно и грозно.
Гораздо проще по образному строю львы XVI в., по традиции украшающие порталы более древних романских храмов (возможно, заменившие первоначальных львов XII в. на более "модных").
Портал романского Баптистерия Кремоны появился вместе с облицовкой фасадов в 30-е гг. XVI в. (первоначально все фасады Баптистерия, построенного в 1167 г., были кирпичными).
Эти львы, разумеется, гораздо ближе к живой модели. Но... как много они теряют в выразительности, по сравнению с аналогами подлинно романскими...
Вроде и грива, и оскал - почти как у настоящего льва...
Но энергии нет.
Особенно заметна вялость образа в сравнении с еще более древними прототипами, тоже достаточно реалистичными в своем роде. Древние мастера умели сделать "страшно", когда того хотели:
Или обобщали до максимума, но умудряясь при этом сохранить красоту линий и форм, выразительность и силу впечатления.
Ренессанс, на мой взгляд, погнавшись за правдой, утратил целостность образа.
Наглядный пример - гризайль из кафедрального собора Пармы. Красив ли этот лев? Страшен ли ? Могуч ли? ... по-моему нет, только грива одна удалась художнику:)
http://renardetraisin.livejournal.com/9154...