Booking.com

Образ льва в романской скульптуре Италии.

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

Львы, в средневековых бестиариях наделявшиеся способностью спать с открытыми глазами, были олицетворением бдительного стража. Пророчество Исайи описывает льва, мирно покоящегося рядом с овцой, что символизировало "человека, полностью управляющего своими силами, трансформировавшего необузданную волю в мужество, силу и любовь". Именно в такой интерпретации становятся понятными условные скульптурные изображения львов у порталов романских храмов Италии.
Эти романские львы совсем не реалистичны и очень характерны. Это "сфинксы" XII в. - грива символическая, контур головы и шеи предельно обобщен. Только оскал напоминает о царе зверей.
Но этот оскал не грозный, а трагический, как у античных масок.

 photo 2940_zpse5e232bd.jpg

Пара львов южного портала (Porta Regia, выходящего на Piazza Grande)  кафедрального собора Модены 1167 г. Львы довольно страшные, но это впечатление не от реалистичного изображения звериного оскала, а именно от условно-символической трактовки образа.

 photo 2931_zpsfb61ddc8.jpg

Символика львиных фигур сохранялась на протяжении веков, но каждая эпоха интерпретировала эту символику в разных формах. Образ менялся в зависимости от стиля эпохи и изменения понятия о "страшном" и "защите и охране от зла" .
Фигуры львов XVI в. (?) времени мраморной облицовки фасадов собора Пьяченцы, совершенно иные - они не такие "страшные", но гордые своей силой. Грива трактуется крупными локонами, более реалистично, хотя сами "лики" львов все еще условны.

 photo 2685_zps377a8827.jpg

 photo 2671_zps72f3fe94.jpg

Но если обойти этот собор , то с северной стороны есть более старые скульптуры львов портала, напоминающие гораздо более древние протографы.

 photo IMG_2703_zpsbdc04b9d.jpg

Конечно между древним каменным изображением льва из музея Стамбула и романским львом из Пьяченцы нет прямой связи, тем более это не копия, но очевидно, что приемы изображения гривы и оскала пасти льва в романском искусстве появились не случайно. Все было найдено и опробовано в глубокой древности.

 photo 0492_zpsda96e734.jpg

Кафедральный собор Кремоны, или «Дуомо», строился на протяжении нескольких десятилетий — с 1107 по 1190 годы.  Львы главного портала здесь точно XII в. На мой взгляд эти львы сделаны просто гениально! Из всех многочисленных скульптурных изображений льва они наиболее выразительны. В меру "страшные", вполне традиционные, но при этом - какая энергия!  Шея сделана почти прямой, создается ощущение, что зверь издает рык, или вой, - свою львииную песню... но без надрыва и истерики. Сильно и грозно.

 photo Lasso_zps5d11d063.jpg

 photo 2649_zpsb5bc1924.jpg

 photo 2648_zps0a924776.jpg

 photo 2632_zpsa8887361.jpg

 photo 2632_1_zpscd641149.jpg

 photo 2637_zpse33f7f52.jpg

Гораздо проще по образному строю львы XVI в., по традиции украшающие порталы более древних романских храмов (возможно, заменившие первоначальных львов XII в. на более "модных").
Портал романского Баптистерия Кремоны появился вместе с облицовкой фасадов в 30-е гг. XVI в. (первоначально все фасады Баптистерия, построенного в 1167 г., были кирпичными).
Эти львы, разумеется, гораздо ближе к живой модели. Но... как много они теряют в выразительности, по сравнению с аналогами подлинно романскими...

 photo 2610_zpse8546bee.jpg

Вроде и грива, и оскал - почти как у настоящего льва...
Но энергии нет.

 photo 2638_zpsf8c37040.jpg

Особенно заметна вялость образа в сравнении с еще более древними прототипами, тоже достаточно реалистичными в своем роде. Древние мастера умели сделать "страшно", когда того хотели:

 photo 0471_zps0cabd73e.jpg

Или обобщали до максимума, но умудряясь при этом сохранить красоту линий и форм, выразительность и силу впечатления.

 photo Luxor_Sekhmet_New_Kingdom_zps07a7f319.jpg

Ренессанс, на мой взгляд, погнавшись за правдой, утратил целостность образа.
Наглядный пример - гризайль из кафедрального собора Пармы. Красив ли этот лев? Страшен ли ? Могуч ли? ... по-моему нет, только грива одна удалась художнику:)

 photo 2825_zps6c71e1e1.jpg

http://renardetraisin.livejournal.com/9154...

4 краски
 
renardetraisin

 

Наверх страницы

Отели в Италии