С 16 ноября 1924 года и вплоть до возвращения на родину 9 мая 1933 г. он жил на вилле «Иль Сорито», расположенной вдали от шумного курортного центра, на скалистом мысе Капо ди Сорренто. Сейчас о пребывании в этом дворце писателя напоминает лишь мемориальная доска.
Как рассказала «РГ» заместитель директора Института мировой литературы им. А. М. Горького (ИМЛИ РАН) Дарья Московская, с некоторых пор вилла находится в частном владении, посетить которую можно только по личному приглашению нынешних хозяев. А ведь еще каких-то 90 лет назад именно там Максим Горький создал такие свои бессмертные произведения, как «Дело Артамоновых», три тома «Жизни Клима Самгина», «Заметки из дневника», а также вместе с группой единомышленников издавал домашний литературно-художественный иллюстрированный журнал «Соррентинская правда».
По мнению авторитетных исследователей, Горький выпускал это издание ради поддержания культурной жизни «русского Сорренто». Журнал, который выпускался в единственном экземпляре, носил шутливо-иронический характер. В него входили юмористические рассказы, стихи и карикатуры самого Горького и гостей, посещавших его виллу «Иль Сорито». Причем, сюжеты брались из жизни ближнего окружения Горького. За иллюстрации в этом издании отвечал сын писателя Максим Пешков, который, по воспоминаниям самого Максима Горького, обладал «своеобразным, типа Иеронима Босха, талантом художника».
"Сеньора Алессио" — Алексея Максимовича Горького, в Италии, которой он всю жизнь был благодарен за подаренное вдохновение, чтят и помнят по сей день. В прошлом году к 150-летию писателя на его итальянской «родине» в Сорренто был установлен бюст, автором которого стал известный российский скульптор Александр Рукавишников. А в 2019-м, стараниями Ассоциации «Познаём Евразию», Института мировой литературы РАН и при поддержке Банка Интеза, юбилей Горького удалось растянуть еще на год за счет издания и организации презентации четырех уникальных номеров «Соррентинской правды», которые до сегодняшнего в полном объёме не публиковались.
"Домашний журнал «Соррентинская правда» — эта память о втором, долгом пребывании Горького в Италии. В иммиграции писатель никогда не терял связи с Россией. Горький, его гостьи и домочадцы создали четыре эксклюзивных номера этого журнала. В 1936-с году после смерти писателя огромный архив был передан в наш Институт. Среди этих материалов сохранились четыре большие рукописные тетради с чудесными рисунками, которые по сей день не были представлены широкой публике. Издание «СП» — это важное событие в истории нашего Института. Появилась книга, которой достойно отмечен юбилей Горького", — подчеркнула Дарья Московская.
Увесистая 175-страничная книга формата А3 была опубликована в количестве всего тысячи экземпляров, каждый из которых пронумерован. Издание содержит не только факсимильное воспроизведение страниц «СП» со всеми иллюстрациями, рукописными текстами, особенностями оформления и верстки, но и научные статьи и комментарии, раскрывающие исторические, литературные и биографические события того времени.
"Максим Горький прекрасно показывает красоту, которая может родиться от встречи культуры России и Италии. Мы отметили 150 лет со дня его рождения и для нас большая честь внести вклад в увековечение его творческого взгляда на Сорренто и область Кампания, которые он так любил. Тем более, что в этом издании Горький раскрывается с новой, совершенно неожиданной стороны. В «Соррентинской правде» он выглядит совершенно по-иному, здесь он прекрасен, дерзок и местами смахивает на бродячего студента. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с содержанием первого номера, в котором Горький, изображённый в купальном костюме, замечает, что «недостаточно быть Сократом, чтобы задирать нос» и тут же поясняет: «недостаточно задирать нос, чтобы стать Сократом» ", — рассказал «РГ» председатель Совета директоров Банка Интеза, Президент Ассоциации «Познаём Евразию» Антонио Фаллико, представляя это уникальное издание в стенах исторического Палаццо Дзваллос-Стильяно ("Галлереи Италии").
Организаторы торжества убеждены, что Максим Алексеевич, который, как известно, питал к истории и культуре Италии особую, нескрываемую слабость, был бы искренне рад и благодарен, что презентация его литературного детища прошла в столь уникальном месте, в одном из важных выставочных центров Неаполя. Сейчас во дворце представлены более 120 произведений, которые позволяют проследить развитие местного изобразительного искусства с XVII века до начала ХХ века. Несомненной жемчужиной коллекции является «Мученичество святой Урсулы», которая принадлежит кисти великого Микеланджело Караваджо, написавшего это полотно в 1610-м году, всего за несколько месяцев до смерти.
"Я не сомневаюсь, что будь Максим Алексеевич сегодня среди нас, ради презентации «Соррентинской правды», он бы уселся на первый ряд прямо в своём купальном костюме", — иронично предположил профессор Фаллико.