Марк Шагал. Рождение ребенка
Ретроспектива в миланском Палаццо Реале созвучна московской выставке «Здравствуй, родина!», проходившей в 2005 году в Третьяковской галерее. На ней тоже решили показать «всего Шагала». Экспозиция двухлетней давности, которой в той же Третьяковке с размахом праздновали 125-летие художника, вышла камерной, не подчиненной толком никакой внутренней логике. В Милан же свезли больше двухсот хрестоматийных произведений из дюжины музеев мира. Русский музей, например, предоставил шагаловскую «Прогулку» — его картину-визитку, из Нью-Йорка приехало фантасмагоричное панно «Триумф музыки», а частные коллекционеры отдали на выставку «Обнаженную над Витебском».
Все они строго подчинены хронологии: ретроспектива начинается работами, созданными в Витебске, родном городе Шагала, продолжается Францией и США (там художник прятался от нацистов), а завершается опять Францией.
Спрос на Шагала стабильно высок: его миф, сотканный из бытовухи, соединение местечковости с высокими материями, стиль, который не свести ни к одной школе, — все это в цене и в России, и за ее пределами. При этом миланская ретроспектива оказалась самой большой выставкой Шагала в Италии за последние 50 лет.