Человечество всегда проявляло повышенный интерес к красивым женщинам. В нынешние времена у нас нет недостатка в их портретах, а ведь не так давно люди могли судить о женской красоте только по описаниям в книжках, по рисункам, да по редким фотоснимкам в журналах.
Все изменилось в конце XIX столетия. С одной стороны, производство фотографии значительно удешевилось, а с другой — большинство европейских стран узаконило хождение почтовой открытки.
Это была настоящая визуальная революция. На открытках печатали все, что угодно: от сцен тушения пожаров до похорон архиереев. При этом качество изображения на открытках значительно превосходило любые журнальные публикации.
Первенство по продажам, разумеется, держали артистки. Внезапно простые люди получили возможность посмотреть на великолепные наряды, на «белоснежные плечи» и «огненные глаза», столь восхваляемые газетными хроникерами.
Коллекционная лихорадка охватила всю Европу и Америку. «Артисток» выставляли в витринах, развешивали над кроватями и хранили как важную часть приданого. Спрос на красоту был таков, что начиная с 1906 года продажи открыток удваивались каждые шесть месяцев. Это был самое массовое хобби в истории человечества.
Первой всемирно признанной фото-дивой суждено было стать итальянке Лине Кавальери. Она родилась 25 декабря 1874 года в городе Витербо недалеко от Рима. Ее семья была настолько бедной, что ни о каком серьезном образовании даже речи идти не могло. Платьишки были самодельными, туфли доставались в наследство от родни.
Будущая звезда начала карьеру с продажи газет и фиалок на углу. Но для юной девушки это было небезопасное занятие: многие страстные сеньоры считали, что она должна торговать не только цветами, но и собой. Дело раз за разом кончалось пощечинами и слезами, и Лина сменила занятие и стала подрабатывать в качестве исполнительницы популярных песенок в кафе-шантане.
Но и там ей недвусмысленно намекнули: хочешь денег и успеха, не огорчай отказами тех, кто может тебе помочь. Между тем деньги Лине были отчаянно нужны: ее отец потерял работу и ему не на что было содержать многочисленное семейство.
Лина Кавальери на афише "Фоли Берже"
Лине пришлось принять намеки доброжелателей к сведению, и весьма скоро ее имя появилось на афишах самых престижных увеселительных заведений Рима. Через год она выступала в знаменитом «Фоли Берже», еще через несколько месяцев — в Лондонском Императорском Театре. Но наибольшую славу ей принесло сотрудничество с парижским фотографом Леопольдом-Эмилем Рутлингером.
Рутлингер был одним из самых успешных фотомастеров своего времени: у него снимался весь цвет европейской аристократии. Заработав капитал на дамах высшего общества, он решил вложиться в новомодный открыточный бизнес. Именно в его студии создавались фотографии парижских красоток, благодаря которым конец XIX — начало ХХ веков получили название "Эпоха Красавиц".
Рутлингер тщательно выбирал своих моделей. Это должны были быть не просто милашки с котятами в руках. Рутлингеру нужны были женщины-сенсации: первая красавица Парижа — балерина Клео де Мерод, звезда варьете Лиан де Поги, куртизанка Каролина Отеро, по форме груди которой были сделаны купола отеля «Карлтон» в Каннах...
Подписав контракт с начинающей певицей Кавальери, Рутлингер не прогадал. Лина отправилась в Санкт-Петербург на гастроли, и в нее влюбился князь Александр Барятинский (1870-1910), представитель одного из самых знатных родов России.
Слухи о романе итальянской красавицы и потомка Рюрика подняли Петербург на дыбы. Билеты на представления с участием Кавальери перепродавались с десятикратной накруткой, а открытки с ее портретами расходились многотысячными тиражами.
Лина Кавальери в русском костюме
Дело шло к свадьбе. Однако высший свет воспринял известие о помолвке Кавальери и Барятинского с крайним возмущение: шансонетки-любовницы были чуть ли не обязательным элементом жизни богатых и родовитых мужчин, но шансонетка-жена — это просто не укладывалось в головах. Николай II напрямую запретил Барятинскому жениться на Кавальери, и тот не посмел ослушаться государя.
Для Лины это был страшный удар. У нее были деньги и слава первой красавицы, но двери высшего общества были для нее закрыты.
В конце XIX века артисты не пользовались уважением в глазах сильных мира сего: их расценивали как людей второго сорта — вынужденных петь и танцевать на потеху публике. Исключением являлись звезды оперы и балета — это уже было высокое искусство, которому аплодировали короли. Однако, чтобы получить место даже в хоре или кордебалете, нужно было обладать поистине выдающимися природными способностями и отличной школой.
Лина Кавальери не имела ни того, ни другого. Но зато она твердо знала, что ей нужно от жизни. Она пригласила лучших учителей, которых только можно было нанять за деньги, и принялась делать из себя оперную примадонну.
В 1900 году Кавальери отправилась в Лиссабон, где состоялся ее дебют на оперной сцене. Но это выступление закончилось полным провалом: зрители свистели и топали ногами, а на следующий день газеты напечатали ужасные рецензии.
Завистники ликовали, а между тем Лина и не думала сдаваться. Она вернулась в Италию и с еще большим упорством принялась за репетиции. Через два месяца, когда она вновь появилась на оперной сцене, публика отнеслась к ней хоть и со сдержанным недоверием, но вполне благосклонно. А ведь многие пришли на представление лишь для того, чтобы убедиться в «старой истине»: красивая женщина не может быть талантливой...
Через год даже скептики были вынуждены признать: случилось чудо — кафе-шантанная певичка, успех которой держался лишь на внешних данных и деньгах многочисленных любовников, превратилась в настоящую оперную звезду. Ей рукоплескали в Милане, Петербурге и Нью-Йорке. Восторженные студенты носили ее на руках в буквальном смысле слова: от вокзала до гостиницы и от гостиницы до театра.
Лина Кавальери в Генуе, 1905 г.
Газеты чуть ли не в каждом номере печатали последние новости из ее жизни: с кем она выходила на прогулку, что ела на завтрак и как себя чувствовала ближе к обеду. Кроме того, Лина активно снималась для рекламы шоколада, папирос, граммофонов, мыла и пр.
Лина Кавальери рекламирует мыло Palmolive
Кавальери превратилась в объект поклонения миллионов. Ни одна женщина до этого не пользовалась такой ошеломляющей популярностью. Лина была символом успеха и зримым доказательством того, что терпение и труд могут вознести тебя на вершину Олимпа. И неважно при этом, кем ты являешься по происхождению.
Публика с жадностью изучала каждый ее портрет: прической а-ля Кавальери щеголяла чуть ли не каждая вторая модница; Линины наряды тут же копировались журналами. Даже ее фамилию тиражировали: на афишах театров мелькали имена Вирджинии Кавальери, Эмилии Кавальери, Марии Кавальери и пр. Все, разумеется, были «однофамилицами от рождения».
Эмилия Кавальери
Мария Кавальери
Мария Кавальери
Вирджиния Кавальери
В 1908 году газеты сообщили о том, что Лина Кавальери вышла замуж за американского миллионера Роберта Ченлера (1872-1930). Этот брак с самого начала носил весьма странный характер: супруги расстались через неделю. Официально развод был оформлен в 1912 году.
При этом карьера Лины существенно пострадала: родня ее бывшего мужа настояла, чтобы администрация Нью-Йоркской Метрополитен Оперы разорвала с Кавальери подписанный ранее контракт.
Следующим ее мужем стал оперный тенор Люсьен Мураторе (1878-1954), от брака с которым у Лины родилась дочь Элена.
Звездная пара выступала на театральной сцене и занималась постановкой кино-варианта оперы «Манон Леско». Это был довольно рискованный шаг. Шел 1914 год, и звуковым сопровождением «синема-оперы» могло быть либо треньканье местных пианистов, либо шипение граммофонной пластинки.
Фильму предсказывали провал: синематограф считался низким жанром и серьезным артистам было не к лицу играть перед камерой — даже за солидные гонорары. Однако Лина и здесь не прогадала: публика валом валила в электротеатры — ведь Кавальери была первой актрисой мирового уровня, согласившейся играть в кино. И бог с ним, со звуком! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Фильмы с участием Лины Кавальери рекламировались так: "Синема-драма в пяти актах с прологом. Действие происходит в Риме в наши дни. Костюмы героини — последние парижские новинки фирмы Paquin. На экране видна личная вилла Кавальери, три нитки жемчуга стоимостью в 2 миллиона франков и шиншилловое манто стоимостью в 250 тысяч франков".
С началом Первой мировой войны новости с фронтов затмили светскую хронику, типографии столкнулись с острой нехватки бумаги, и это положило конец эпохе открыточных красавиц. Люсьен и оба брата Кавальери записались в армию, и сама она также поступила в госпиталь в качестве сестры милосердия.
Лина больше уже не пела. В 1914 году она выпустила книгу по уходу за телом и лицом, открыла салон красоты в Париже и снялась еще в нескольких фильмах. Однако личная жизнь у нее не складывалась: выяснилось, что Люсьен регулярно изменял ей и даже имел ребенка от другой женщины. В 1927 году Кавальери и Мураторе развелись.
Лина Кавальери в своем салоне красоты в Париже
Последним мужем Лины был автогонщик Джованни Кампари (1892-1933), с которым она, впрочем, прожила недолго.
Кавальери погибла 8 февраля 1944 года во время налета авиации союзников на ее виллу.
Биография Кавальери долго будоражила умы. В 1920 году вышел фильм “Romance”, снятый по пьесе Эдварда Шелдона, — с Дорис Кин в главной роли. В 1930 был выпущен его римейк с Гретой Гарбо. В 1955 году Джина Лоллобриджида снялась в роли Кавальери в фильме «Самая красивая женщина в мире». В 2004 году Джованна Гаглиардо выпустила документальный фильм о Лине – “Bellissime 1”
Книги Лины Кавальери
• My Secrets of Beauty by Mme. Lina Cavalieri, the Most Famous Living Beauty (1914)
• Lina Cavalieri, Le mie verità, redatte da Paolo D'Arvanni, Roma, Soc. An. Poligr. Italiana, 1936 (Книга воспоминаний Лины Кавальери «Правда обо мне»)
Книги о Лине Кавальери
• Vincenzo De Angelis, Lina Cavalieri e Gabriele D'Annunzio, Roma, Fratelli Palombi, 1955 («Лина Кавальери и Габриэле д’Аннунцио»)
• Paul Fryer and Olga Usova, Lina Cavalieri: the Life of Opera's Greatest Beauty, 1874-1944 (2006)(«Лина Кавальери: Жизнь оперной красавицы»)
• Vittorio Marinelli, L'avventura cinematografica di Lina Cavalieri, S.l., s.n., 1986 («Приключенческие фильмы Лины Кавальери»)
• Franco Di Tizio, Lina Cavalieri, la donna più bella del mondo, la vita 1875-1944, prefazione di Dacia Maraini, Chieti, Ianieri, 2004 («Лина Кавальери, самая красивая женщина в мире»)
Фильмография Лины Кавальери
• 1914 — Manon Lescaut / Манон Леско
• 1915 Sposa nella morte! / Невеста смерти
• 1916 La rosa di Granata / Роза Гранады
• 1917 The Eternal Temptress / Вечная соблазнительница
• 1918 Love's Conquest / Завоевание любви
• 1918 A Woman of Impulse / Порывистая женщина
• 1919 The Two Brides / Две невесты
Кадр из фильма "Порывистая женщина" (1918)
Галерея фотографий Лины Кавальери
* Открытки с портретами Лины Кавальери. Часть 1
* Открытки с портретами Лины Кавальери. Часть 2
* Открытки с портретами Лины Кавальери. Часть 3
* Открытки с портретами Лины Кавальери. Часть 4
* Открытки с портретами Лины Кавальери. Часть 5
* Открытки с портретами Лины Кавальери. Часть 6. Костюмы для исполнения тарантеллы
* Фотографии Лины Кавальери разных лет
* Лина Кавальери в оперных костюмах. Часть 1. Оперы: "Паяцы", "Сельская честь", "Фауст", "Сказки Гофмана", "Иродиада", "Богема", "Манон Леско"
* Лина Кавальери в оперных костюмах. Часть 2 Оперы: "Манон", "Федора", "Сибирь" и "Тоска"
* Лина Кавальери в опере "Таис"
* Лина Кавальери в опере "Травиата"
* Лина Кавальери в изобразительном искусстве и в прессе