Крылатый лев и гранитная колонна попали в Венецию в эпоху Крестовых походов. В самом конце XI века венецианский флот оказал помощь Византии в войне против финикийского города Тир. В качестве награды городу достались три гранитные колонны. Правда, до самой Венеции добрались только две – одна утонула при разгрузке. Потом еще долгие годы колонны лежали мертвым грузом в порту, потому что никто не мог придумать способ поднять гранитные монолиты, весящие более чем по сто тонн. С задачей справились в 1196 году – инженер и архитектор Никколо Бараттьери установил колонны вертикально, используя обычные пеньковые канаты. Очевидно, примерно тогда же капитель одной из колонн украсил бронзовый крылатый лев, который с тех пор стал геральдическим символом Венеции.
Лев Святого Марка в XIX в
Впервые лев (которого нередко именуют грифоном) упоминается в документах Большого Совета Венецианской республики за 1293 год. Причем уже тогда речь шла о необходимости реставрации драгоценной скульптуры. Где же родина этой статуи, отличающейся удивительной тонкостью работы с металлом? Долгое время ее считали творением безымянных венецианских литейщиков XIII века. Но настоящий ответ, видимо, надо искать примерно 2500 лет назад в великих империях прошлого – Ассирии, Вавилоне или Персии. Точнее, увы, сказать трудно. Но таинственность биографии только добавляет ценности бронзовому льву.
Неудивительно, что венчавшая колонну фигура привлекала внимание завоевателей. В 1797 году молодой Наполеон Бонапарт низложил дожа Венеции, и в знак того, что город покорен, велел снять крылатого льва с постамента. Скульптура была погружена на корабль и отправлена в Париж, где заняла место напротив знаменитого Дома инвалидов. Там лев простоял до самого падения наполеоновской империи. После Венского конгресса, на котором страны-победительницы определяли правила жизни в новой Европе, «пленника» отправили домой. Тут-то и случилось несчастье: по пути в Венецию скульптура упала и разбилась на 84 фрагмента! Многие были уверены, что восстановить шедевр уже не удастся.
Однако с этим взялся поспорить некий Бартоломео Феррари, который пообещал восстановить крылатого льва в прежнем виде. С работой, честно сказать, он справился неважно: грубо скрепил части между собой многочисленными болтами и швами, часть деталей переплавил в печи, а одну из лап попросту залил цементом! Однако стоит признать, что если бы не он, символ Венеции был бы потерян безвозвратно.
Лев в наши дни
К счастью, до наших дней в полной неприкосновенности сохранилась бронзовая морда льва, волнистая грива, а также несколько фрагментов лап. Последний раз длительную реставрацию скульптура проходила с 1985 по 1991 год. Тогда венецианцы показали всему миру, как ценят своего крылатого покровителя: путь от реставрационных мастерских до места установки статуя проделала в гондоле, увитой цветами.
http://www.kulturologia.ru/blogs/091013/18...