Аббревиатура FIAT знакома каждому итальянцу: именно с этой компании началась большая автомобильная история Италии.
Fabrica Italiana Automobili Torino – так называлась марка автомобилей, созданная в далеком 1899 году. Эти же слова были начертаны на первом логотипе компании, выгравированном на металлическом листе в виде пергамента. Кстати, на латыни акроним «fiat» означает «да будет так» - такой смысловой код, безусловно, наполняет корпоративную этику компании простотой и осмысленностью.
На первом же заводе FIAT, который открылся в 1900 году в Турине, работали 150 человек, а выпускал он по 24 автомобиля в год – хотя по нынешним меркам этот объем кажется ничтожным, по тем временам такое количество считалось вполне себе приличным. После того, как в Италии отменили тарифы на импортную сталь, дела компании пошли куда лучше: появились и легковые такси, и грузовики, и автобусы.
Руководителем компании стал будущий гений автомобильной промышленности – Джованни Аньели – который переориентировал FIAT с кустарного производства автомобилей на серийное после победы модели s61 на Гран При Франции. Джованни одним из первых осознал, что дизайном машины и стилем автопроизоводителя в целом должен заниматься художник-профессионал. Объектом для реализации этой идеи стал первый серийный автомобиль компании Tipo Zipo, выпущенный в 1912 году. Машина практически не отличалась от моделей других марок: чтобы выделить ее на фоне собратьев, Аньели отдал распоряжение разработать целых шесть вариантов облицовки радиатора. После успеха новых серийных моделей Джованни основал автомобильный комплекс «Lingotto».
Самый большой в Европе комплекс создавался для конкретных целей - наладить производство массового, не элитарного, автомобиля – и отменно справился со своей задачей благодаря новой сборочной линии конвейерного типа. Вторая Мировая война нанесла сокрушительный удар по лидеру итальянского автопрома: большая часть предприятий была разрушена, а впоследствии и вовсе национализирована. Впрочем, спустя пару десятилетий, в 50-ые годы, FIAT снова принялся удивлять публику новинками. В 1953 году Фиат 1400 с несущим кузовом, к примеру, стал первым итальянским автомобилем, предлагавшимся и в дизельной версии, а полдесятилетия спустя свет увидели два безусловных хита компании – «Seicentos» и «Cinquecentos». Пара этих маленьких моделей совершила революцию в автомобильной промышленности страны: демократичное авто стало доступно практически каждому итальянцу, и мечты Джованни Аньели стали явью.
Стоит отметить, что Аньели передал свой опыт и будущим поколениям – в холдинге «Fiat» до сих пор лидирующие позиции занимают члены этого талантливого семейства. Следующим шагом стал малолитражный Fiat 850, который разошелся тиражом порядка 3 миллионов экземпляров!
Интересный факт: модель 124, которая последовала сразу за успешной малолитражкой 850, стала прообразом, а еще вернее – точной копией советских ВАЗ-2105 и 2106. Когда в 1967 году русские автомобили в экспортном исполнении стали продаваться за границей, они чуть было не перегнали по продажам сам Фиат. Спустя два года в состав FIAT вошла знаменитая Lancia, и на свет появляется роскошный спортивный родстер Fiat Dino, который сегодня признан коллекционным автомобилем. Все семидесятые годы автопроизводитель налаживает производственные процессы, и в 1980 году выстреливает малолитражным Fiat Uno, начиненным электроникой высшего класса и оснащенным новым однолитровым двигателем.
Девяностые годы для FIAT были довольно продуктивными, хотя и престиж фирмы в то время упал. Тем не менее, компания выпустила идеальный автомобиль для города Seicento и многофункциональный Multipla.
В нулевые, как и положено серьезным автохолдингам, FIAT стабильно радовал потребителя новинками: Stilo, Punto, новый Panda, Idea, FIAT 500 – все эти модели отличались нетривиальными дизайнерскими решениями и новаторским подходом к технической составляющей машины. FIAT вообще больше, чем любая другая автомобильная компания, удостаивался почетной международной награды Европейский автомобиль года – целых 12 раз!
Новейшая история концерна – это, в первую очередь, покупка 100% акций известного американского автопроизводителя Chrysler за 3,65 миллиарда долларов.
В 2014 году FIAT становится единой автомобилестроительной компанией Fiat Chrysler Automobiles со штаб-квартирой в Нидерландах – сделка объединения титанов автопрома завершится примерно к концу этого года.
В России же за бесперебойную поставку новинок итальянского автопрома отвечает компания «Крайслер Рус» под руководством, естественно, итальянца Джорджио Горелли.
http://italianweek.ru/articles/74/kto-dela...