Если взглянуть на беломраморный фасад Миланского собора свежим взглядом, он кажется произведением какого-то иного, фантастического мира, в котором архитектура развивалась по своим альтернативным законам. С первого взгляда, вроде бы, похоже на готику, но только вместо того, чтобы устремляться в высшие сферы, собор прочно стоит на земле. И белый мрамор напоминает скорее об античных святилищах, чем о средневековых храмах. Если же подойти поближе, то вместо субтильных, почти бесплотных готических скульптур можно рассмотреть вполне реалистичные изображения весьма полнокровных людей…
Однако же параллельные миры и альтернативные измерения здесь, разумеется, абсолютно не причем. Причина фантастического декора кроется в обычной земной (и еще более обычной итальянской) истории. А дело было так…
Когда в 1386 году начинали строить Миланский собор, его было решено построить в стиле Ломбардской готики. Этот стиль представлял особенный, итальянский, вариант готики, во многом основывающийся на достижениях романской архитектуры. От нее он перенял ряд конструктивных особенностей, а также традиционный материал – обожженный кирпич.
Церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Милан. Строилась с 1339 по 1446 год. Типичный пример ломбардской готики.
Источник фото: http://venividi.ru/node/17685
Для итальянской готики характерна композиция западного фасада, вписывающегося в треугольник. Миланский собор демонстрирует именно такую композицию. Кроме того, он интересен наглядным применением принципа триангуляции — способа пропорционирования плана и фасада. Сохранился рисунок математика Габриэле Сторналокко (1391), показывающий триангуляцию поперечного сечения собора по трансепту и средокрестию.
Чертеж поперечного сечения Миланского собора по средокрестию. Г. Сторналокко. 1391 год.
Источник: Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: 3 т. — Спб.: Азбука-классика, 2005.
Чертежей фасада, относящихся ко времени начала строительства Миланского собора, до нас, к сожалению, не дошло. Однако о том, каким его видели первые архитекторы знаменитого храма, можно судить по гербу Фактории Миланского собора.
Герб Фактории Миланского собора. Музей Багатти Вальсекки, Милан. Рельеф эпохи Ренессанса.
Источник: Википедия.
Во второй половине 1387 года, миланский герцог Джан Галеаццо Висконти решил взять строительство собора под личный контроль. Он стремился утвердить политический престиж своей синьории и хотел сделать Миланский дуомо неким символом своего правления, узнаваемым по всей Европе. По его задумке собор должен был походить на великие храмы, возвышавшиеся в самых влиятельных королевствах и княжествах по ту сторону Альп. Новый подход предполагал использование нового материала. Именно тогда в распоряжение Фактории Миланского собора (Veneranda Fabbrica del Duomo di Milano – организация, руководившая постройкой Миланского собора) перешли каменоломни Кандольи, где добывался мрамор.
Герб Фактории Миланского собора с изображением беломраморного фасада. Фрагмент кодекса Гаффуриани, 1490 г.
Источник: The Duomo of Milan. A Tale spanning 600 years.
Вопрос фасада, в момент начала строительства, впрочем, стоял не особенно остро. Во-первых, храмы традиционно строились начиная с алтарной части, так что до фасада дело должно было дойти не сразу. Во-вторых, было найдено прекрасное «временное решение». Дело в том, что Миланский собор строили не на пустом месте. До него на центральной площади Милана располагалось несколько церквей, которые решено было снести, чтобы расчистить место для нового грандиозного храма. Фасад одной из них, базилики Санта Мария Маджоре, должен был временно закрывать неф строящегося собора.
Чудо исцеления Беатриче Креспи из Черано. На заднем плане фигурирует фасад Санта Мария Маджоре.
Источник: http://www.storiadimilano.it/citta/Piazza_Duomo/il_duomo_-_parte_ii.htm#Il
Спустя почти 300 лет, в конце XVII века, фасад базилики Санта Мария Маджоре все еще стоял на своем месте. За это время проект собора уже успел неоднократно поменяться. Сначала изменения были связаны с тем, что Фактория вынуждена была искать специалистов по готике за границей, в первую очередь в Центральной Европе. Они привносили свою работу свой прошлый опыт, и собор приобрел некоторые черты, характерные для рейнской и богемской готики. От этих стилей он перенял просторность внутреннего пространства и вычурное скульптурное оформление.
Кельнский собор. Рейнская готика.
Кутна Гора, катедраль Св. Барбори. Богемская готика.
Источник фото: Википедия.
Кардинальные изменения в проекте строительства собора произошли в середине XVI века. Они связаны с появлением в Милане архиепископа Карло Борромео (1565 г.) и его архитектора Пеллегрино Пеллегрини (1567 г.). Это было время начала контрреформации. Для архиепископа было важно подчеркнуть близость Миланской церкви к Риму и наглядно показать тесные связи с папским престолом. Это выразилось в переработке проекта собора в стиле римской церковной архитектуры и привнесении в него некоторых элементов стиля периода позднего Микеланжело.
Проект фасада Миланского собора, сделанный Пеллегрини, представлял двухуровневую конструкцию, отделанную гигантскими коринфскими колоннами и обелисками.
Проект фасада Миланского собора, Пеллегрино Пеллегрини.
Источник: http://www.storiadimilano.it/citta/Piazza_Duomo/il_duomo_-_parte_ii.htm#Il
Работы по строительству этого фасада начались только в 1609 году, уже при кардинале Федерико Борромео – родственнике и единомышленнике Карло Борромео. К этому времени в его проект уже были внесены некоторые дополнения в соответствии в вошедшим тогда в моду стилем барокко. От обелисков на втором уровне отказались, зато центральный фрагмент с нишей стал гораздо крупнее.
Проект фасада Миланского собора с дополнениями Франческо Рекини и Алессандро Биснати.
Источник: Википедия.
Прервано строительство "Римского" фасада Миланского собора было в 1630-х гг. За почти четверть века были построены пять врат, фасад поднялся до уровня нижних окон.
Декор врат.
Остановка строительных работ была связана со смертью Фердерико Борромео и назначением на его место нового архиепископа – кардинала Чезаре Монти. Духовное и культурное влияние семейства Борромео ослабло. Кроме того, изменилась и политическая ситуация. Реформация больше не угрожала католической церкви в Италии. В следствие всех этих событий, было принято решение переработать фасад Миланского собора в готическом стиле, согласно изначальной концепции. В Факторию Миланского собора начали поступать новые проекты.
Проект фасада Миланского собора, Карло Буцци.
Источник: Википедия.
Проект фасада Миланского собора, 1646 год.
Источник: http://www.storiadimilano.it/citta/Piazza_Duomo/il_duomo_-_parte_ii.htm#Il
После длительных дискуссий, в 1653 году, среди множества проектов выбрали предложение Карло Буцци. В этот проект были интегрированы те элементы, что уже были построены в римском стиле.
Финальный проект фасада Миланского собора, Карло Буцци.
Источник: http://archive.org/details/ilduomodimilano00buzz
В 1683 году фасад церкви Санта Мария Маджоре, все-таки пришлось снести. Деваться было некуда, и на его месте начали строить стену для нового фасада. Однако, несмотря на наличие вроде бы утвержденного проекта, споры по поводу его окончательного облика не утихали.
В итоге к середине XVIII века ситуация выглядела примерно следующим образом: совету Фактории все продолжают предлагать новые варианты, которые порождают бесконечные дискуссии...
Проект Луиджи Ванвителли, 1745 год.
Источник: http://www.storiadimilano.it/citta/Piazza_Duomo/il_duomo_-_parte_ii.htm#Il
... фасад крупнейшего собора Милана представляет собой не особенно эстетичную "техническую" стену, вид которой с годами не особо меняется...
Миланский собор. Гравюра 1735 год.
Источник: http://serena-ilsuospazio.blogspot.it/2012/06/vedute-di-milano-stampe-del-700.html
Марк Антонио даль Ре. Миланский собор (гравюра из серии "Виды Милана", около 1745 года).
Источник: Википедия.
Миланский собор. Гравюра, около 1750 г.
Источник: http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1232367&page=1297
... и только в воображении Миланский собор становится все краше и краше.
Соборная площадь, Милан. Гравюра, XVIII век.
Источник: Википедия.
В конце XVIII века Фактория Миланского собора в очередной раз решила серьезно взяться за его фасад. В 1790 году был утвержден проект Феличе Соаве, который представлял собой упрощенную версию плана Карло Буцци. В 1791 году начались строительные работы. Были построены балкон и центральное окно.
Завершением многовекового долгостроя Милан обязан Наполеону, чья коронация прошла в Миланском соборе в 1805 году. Он назначил нового главного архитектора – Карла Амати и пообещал покрыть все затраты. Обещания Наполеон, впрочем, не сдержал, но Фактория Миланского собора будущего предвидеть не могла.
Карло Амати взялся за дело со всем рвением, которое придает настойчивое желание правителя большей части Европы видеть собор законченным в самое ближайшее время и обещающего за это заплатить. Он еще более упростил проект фасада, под влиянием то ли модного тогда классицизма, то ли сжатых сроков. Все уже построенные элементы - колонны, делящие фасад на пять секций, основные и боковые врата, четыре нижних окна - были сохранены. Над ними была помещена типично ломбардская остроконечная крыша. В трех центральных секциях фасада были размещены стрельчатые окна.
В 1813 году фасад Миланского собора был в общих чертах завершен.
Миланский собор. Офорт. Датировки не нашла (кроме "примерно 1800 года", что явно неверно), но по косвенным признакам очень похоже, что он относится как раз ко времени завершения строительства фасада Миланского собора.
Источник: http://www.eredistamp-corbetta.it/stco50.htm
Впрочем, его эклектичный вид устраивал далеко не всех. В 1886 году Фактория Миланского собора объявила конкурс на новый проект фасада Дуомо, который был бы выполнен в неоготическом стиле. Работ на конкурс было прислано великое множество.
Проект фасада Миланского собора, представленный на конкурс. Архитектор Джузеппе Локати.
Источник: http://www.ebay.it/itm/Concorso-per-nuova-facciata-Duomo-di-Milano-Progetto-n-119-Arch-Giuseppe-Locati-/251277015066?pt=Collezionismo_Cartaceo&hash=item3a8146f81a
Проект фасада Миланского собора, представленный на конкурс. Архитектор Энрико Нордио.
http://www.ebay.it/itm/Concorso-per-nuova-facciata-Duomo-di-Milano-Progetto-n-94-Arch-Enrico-Nordio-/251277015339?pt=Collezionismo_Cartaceo&hash=item3a8146f92b
Конкурс выиграл Джузеппе Брентано.
Герб Фактории Миланского собора с изображением фасада, разработанного Джузеппе Брентано.
Источник: Википедия.
Однако новый проект так никогда и не был реализован. Фасад Миланского собора остался невероятной смесью из готики, Ренессанса, барокко и неоготики XIX века. Придумать его таким было бы не возможно. Таким он мог только создать себя сам, словно какое-то фантастическое творение из параллельного мира, где у зданий тоже есть воля, разум и душа…
http://ru-travel.livejournal.com/26266105.... alienordis