
Прибытие четырех "Мадонн…" ХV века из трех музеев Италии: Национальной галереи области Марке в Урбино, венецианской Галереи Академии, и городской картинной галереи "Франческо Подести", что в Анконе, - это и напоминание о том, сколь плодотворным мог быть диалог разных традиций, и желание если не развить его, то хотя бы поддержать в нынешних непростых условиях. Не случайно, предварительный показ картины Джованни Беллини "Мадонна с херувимами" (около 1490) состоялся в посольстве Италии. Вместе с работами Пьеро делла Франческа и Джованни Беллини в Москву, на Волхонку, 12, приехали произведения Козимо Тура и Карло Кривелли. Они расположились в знакомом для них окружении - зале итальянской живописи XIV-XV веков.


В тех вариациях возвышенной темы, которую исполняют итальянские мастера, сплелись новое представление о картине, рожденное кватроченто, память о классическом наследии и средневековом астрологическом знании (как в "Мадонне Зодиака" Козимо Тура), гуманистическое представление о человеке (как в таинственной работе Джованни Беллини, где Мадонну венчают (или защищают) огненные маленькие херувимы) и… византийский канон. Собственно, о влиянии византийского канона на картину раннего Ренессанса и ведут речь кураторы этой выставки.
Вроде бы узкий сюжет на радость искусствоведам. Но история, которая прорисовывается за ним, много любопытней. Две рубежных даты тут важны - 1438 и 1453. В 1438 была попытка объединения Восточной и Западной ветвей христианской церкви. Тогда в Ферраре и во Флоренции состоялся Собор христианских церквей, который активно продвигал, как мы сказали бы сегодня, кардинал грек Виссарион Никейский. Учитывая события, что произошли 15 лет спустя, в 1453 году, а именно - взятие Константинополя турками, нельзя не признать его прозорливость. Трудно отказаться от мысли, что, кроме собственно справедливых соображений о единстве в основе своей христианского мира, его заботила поддержка итальянскими правителями греков и Византии в их противостоянии с турецким пашой. Надежда была, конечно, на Венецию, у которой у самой были, мягко говоря, сложные отношения с турками. И Виссарион Никейский дарит Венецианской республике свою фантастически богатую библиотеку, ориентированную на греко-византийскую культуру. Посредником в переговорах выступил его друг герцог Федерико да Монтефельтро. Тот самый, самый известный портрет которого написал Пьеро делла Франческа. Можно добавить, что Виссарион Никейский вообще был энергичным дипломатом, вполне последовательно укреплявшим позиции византийского мира: женитьба московского князя Ивана III на Софье Палеолог - во многом его заслуга. Так что, можно сказать, что идея Москвы как "третьего Рима" - опять же родилась благодаря предприимчивости этого грека. Другое дело, что он не смог поднять венецианских купцов на защиту Константинополя, и византийская столица осталась "берегом турецким".
Но тот момент, когда надежды на единство христианского мира еще не были эфемерными, остался навсегда в таинственной "Мадонне Сенигалья" Пьеро делла Франческа. В ней византийский канон иконы "Богородица Одигитрия" встретился со "сладостным искусством перспективы" картины, восток - с западом, средние века - с новым временем. Этот миг равновесия был недолог, но о нем напоминают (каждый по-своему) шедевры мастеров XV века, прибывшие под Рождество в Москву.
http://www.rg.ru/2014/12/22/madonni-site.html