Booking.com

Часы итальянского дизайна. В парижском Музее Орсе открыта выставка "Dolce vita?

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

Dolce vita? в Музее Орсе

Алексей Тарханов

В парижском Музее Орсе открыта выставка "Dolce vita?: От либерти до итальянского дизайна. 1900-1940". Она организована музеями Италии и Франции при поддержке часовой марки Officine Panerai.

В XIX веке Италия была страной художников, но не страной дизайнеров. Искусство промышленного предмета развилось в ХХ веке вместе с производством. Тогда в стране, не так давно объединившейся, начали появляться, во-первых, заводы, во-вторых, художники, готовые на них работать, и, в-третьих, промышленники и потребители, которые солидарно захотели вещей, спроектированных итальянцами и для итальянцев.

Первые попытки создания стиля, объемлющего все: от живописи на стене до часов на руке, приходятся на времена ар-нуво, нашего модерна. В Италии он назывался стилем либерти и многие сейчас возводят его к слову "свобода". На самом деле это всего лишь торговая марка — имя английского коммерсанта Артура Либерти и его магазинов Liberty & Co., в которых продавали вещи из Японии и Китая, а потом и предметы современных ремесленников, ими вдохновленные.

 

Интерьер Карло Бугатти с мебелью сложных форм с особой поверхностью (деревом, покрытым пергаментом) — один из лучших примеров итальянского либерти. Это начало выставки, которая ведет нас через футуризм, метафизику, магический реализм к началу индустриального дизайна.

Искусство начало двигаться со скоростью полета — целая эпоха разделяет сидящего у источника ангела, сложившего крылья (Джованни Сегантини, "Любовь у истоков жизни"), и дьявола в пилотском шлеме в кабине самолета, ввинчивающегося в пике между небоскребов ("Погружение в городское пространство" Тулио Крали, одного из пионеров аэроживописи — aeropittura).

Глядя на "Мебель-радио" Франко Альбини, радиоприемник с обнаженными лампами в стеклянном корпусе или первую портативную пишущую машинку, обещающая всемирную славу послевоенного "стиля Оливетти", понимаешь, почему Officine Panerai не чужие на этой выставке.

Часы Panerai рождены итальянским дизайном и итальянским военно-промышленным комплексом именно в эти времена Dolce vita?. Изначально это были военные часы для ныряльщиков. Огромные светящиеся цифры и стрелки, видные в темноте под водой, широкий ремень с крупной пряжкой (чтобы легче надевать на гидрокостюм) и появившаяся впоследствии прижимная скоба, блокирующая заводную головку, были рождены не искусством, а функцией.

Для "людей-лягушек" князя Валерио Боргезе были разработаны миниатюрные подводные лодки, прозванные ими maiali ("свиноматки"). Надев часы Panerai и оседлав своих боевых свиней, коммандос потопили в декабре 1941 года в порту Александрии два английских корабля. "Шесть итальянцев в хрупких скафандрах со своим копеечным оборудованием опрокинули все военное равновесие в Средиземном море",— сказал тогда английский премьер-министр Уинстон Черчилль.

Когда на рубеже 2000-х часы Panerai вернулись на рынок, марка сделала то же, что в 1930-1940-х делали многие классические мануфактуры. Производители мебели, фарфора, стекла тогда стали обращаться к современным художникам. Архитектор и дизайнер Джо Понти работал для семьи Джинари на флорентийской фарфоровой мануфактуре, а в Мурано фабрикант Паоло Венини собрал целую команду талантов, которая превращала традиционное ремесло в авангардное. Точно так же Panerai из исторических "военных" часов превратились в художественное произведение — одно из многих, поддерживающих славу итальянского дизайна.

 

http://www.kommersant.ru/gallery/2734156#id=1155314

 

Наверх страницы

Отели в Италии