"Валентино отличало скорее особое уважение и внимание к канонам элегантности, чем к моде как таковой. И еще то, что он сыграл такую значительную роль в развитии высокой моды, оставаясь римским модельером"...
. Причина же этой уникальности Валентино кроется в особой творческой сущности его личности, объединившей две традиции — итальянскую и французскую. Валентино рационален и эмоционален, расчетлив и спонтанен — опять-таки, из-за своих "двойных" культурных корней.
На протяжении всей своей карьеры Валентино "разрывался" между Парижем и Римом. Во французской столице он окончил знаменитую школу при Chambre Syndicale de la Haute Couture ("Синдикат высокой моды"). Там же прошел стажировку в нескольких знаменитых модных домах — Christian Dior, Guy Laroche, Balenciaga, Jaque Fath, Jean Desse. Но свое первое ателье Валентино Гаравани открыл все-таки в Риме в 1959 году — иностранцу нечего было ловить в модной столице мира, где в те времена тон задавали французы. Но и став к середине 1960-х всемирно известным модельером, среди клиенток которого были Элизабет Тейлор, Джеки Кеннеди, Одри Хепберн и другие знаменитости, — его международный дебют состоялся в 1962 году во Флоренции в рамках недели моды в Palazzo Pitti, — Валентино не поспешил перебраться в Париж. Не сделал он этого и после того, как его "Белая коллекция" (Collezione Bianca) 1968 года произвела фурор. На фоне господствующей тогда в европейской моде безудержной многоцветной психоделики ее элегантная простота и в особенности цветовое решение — в ней использовались только очень светлые оттенки, от цвета шампанского и кремового до бледно-кораллового, — воспринимались как откровение. (В созданном в духе этой коллекции, которую сам Валентино охарактеризовал как лучшую за свою почти 50-летнюю карьеру, "маленьком белом" кружевном свадебном мини-платье его преданная поклонница Джеки Кеннеди вышла в том же году замуж за греческого миллиардера Аристотеля Онасиса). Дом Valentino не "прописался" в Париже и в 1970-х, и даже в течение наиболее успешных для него с коммерческой точки зрения 1980-х. Хотя именно его коллекции Haute Couture многие десятилетия оставались одним из кульминационных моментов Парижской недели высокой моды. Уже не говоря о славе, которую Валентино приобрел во Франции.
Но еще больше, чем в биографии, факт одновременной причастности Валентино к модной культуре и индустрии Италии и Франции отразился в коллекциях мастера. Ведь если разобрать его творчество, в работе Валентино слились идущие еще из Возрождения традиции итальянских сарто-кутюрье — прежде всего портных, и уже во вторую очередь модельеров, идеально владеющих кроем, понимающих особенности каждого материала и его производства, всегда уделяющих равное внимание красоте и практичности, и неразрывно связанная с дворцовой культурой французская эстетическая традиция, которую всегда отличало неукротимое стремление к роскоши.
Будучи итальянцем, а не французом, Валентино не тяготел к идущей еще из рококо излишней декоративности. В изящных, гибких, гармоничных линиях его платьев и костюмов всегда было много от скульптур и, конечно, от древней Греции и Рима — его летняя коллекция 1989 года, вдохновленная статуей Ники Самофракийской, оставила нам один из самых ярких и мастерски выполненных образцов эстетики Greek chic в истории моды. Модели, предназначенные для повседневности, которые отличает обилие сложнейших с точки зрения кроя и отделки деталей — таких всегда было много в коллекциях Валентино, — были частью образа жизни итальянских буржуа еще в эпоху Возрождения: для них внешний облик был как символом и выражением их экономического процветания, так и подтверждением их "культурности" и цивилизованности. Яркие оттенки, и особенно знаменитый "валентиновский красный", как и любовь к воланам, родом скорее из Франции. А во внимании к тканям — Валентино был одним из немногих модельеров, разрабатывавших ткани для собственных коллекций, — мы скорее угадываем практичный подход "классического" итальянского портного и одновременно владельца своего производства, для которого важна возможность полностью контролировать весь технологический процесс, связанный с созданием коллекций.
Валентино никогда не гнался за актуальными тенденциями, но и консервативным его нельзя было бы назвать: ренессансность его творческой личности выражалась в умении открывать новизну в старом и привычном, а не в потребности гнаться за оригинальностью. Он не увлекся мини, когда в него переоделись все, — для Валентино оно воплощало демонстрацию примитивной сексуальности. Он никогда не признавал андрогинный стиль и не поддался минимализму. Валентино был по-итальянски щепетилен в вопросах качества — в большой степени из-за его нежелания упростить процесс производства коллекций, перейти к более дешевым тканям и, главное, расстаться с коллекциями Haute Couture — его модный дом оказался в середине 1990-х на грани банкротства и выжил лишь после многочисленных перипетий, связанных со сменой инвесторов и финансового руководства.
Все, что создано Валентино в области высокой моды: и его знаменитые туалеты, в которых была произнесена не одна "оскаровская речь" и принята не одна знаменитая золотая статуэтка, и модели, созданные на заказ для клиенток, — энциклопедия высочайшего портновского мастерства и традиций. И выставка Valentino: Master of Couture — одна из редких возможностей получить о них подробное представление. В экспозиции представлены 130 созданных вручную в ателье Valentino туалетов. Среди них — легендарное свадебное платье Джеки Кеннеди, знаменитое черное бархатное платье с белой вертикальной полосой 1982 года, выбранное Джулией Робертс для оскаровской церемонии 2001 года, расшитый жемчугом свадебный наряд Мари-Шанталь, супруги греческого принца Павлоса. В другом зале — архивные фотографии, видеозаписи, корреспонденция и другие "свидетели" уникального творческого пути модельера. Отдельный зал дает зрителям возможность оказаться в ателье дома и рассмотреть в деталях образцы, демонстрирующие уникальные техники кроя и шитья, которыми славятся его коллекции Haute Couture. Например, изобретение модельера — уникальную технику budellini, основанную на использовании специальных атласных лент, благодаря которым туалеты очень хорошо облегают женскую фигуру, скрывая ее недостатки. Прагматизм никогда не считался необходимым качеством для кутюрье. Валентино своим примером доказал обратное, создав разновидность высокой моды, которую отличает необыкновенная "носибельность", — именно поэтому он остается рекордсменом среди дизайнеров, которым звезды и сильные мира сего отдают предпочтение на красных дорожках, во время торжеств и свадебных церемоний. И в этом с ним мало кто может сравниться.