Booking.com

Акрай - город, затерявшийся в веках (Сицилия)

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.
me_29  

Сегодня речь (не очень долгая и без огромного количества фотографий, потому что было дело достаточно давно) пойдет о городе-призраке, затерявшемся в южной части Сицилии, - Акрае.
Побывали мы там около 5 лет назад, и я даже не помню, как вышли на информацию о нем, потому что долгие поиски в интернете по возвращении домой не дали практически ничего. Рунет молчал, но все же мне удалось откопать официальный сайт города. Правда, ничего особо развернутого там тоже не нашлось. Да и сайт был, видимо, только создан. Спустя 5 лет старые фотографии побудили меня вновь поискать что-нибудь о городе, потому что тогда он оставил неизгладимое впечатление где-то там в подкорке. И что я могу сказать? Видимо, молва о нем постепенно распространяется, сайт более проработан, да и раскопки, видимо, продвинулись вперед, потому что на карту парка нанесены объекты, о которых не было никакого упоминания во время нашего приезда.
театр

Город был основан греками-коринфянами в 664-663 годах до н.э через 70 лет после Сиракуз. Выгодное положение на скалистом холме долгое время позволяло Акраю оставаться неприступным стражем южных границ сиракузцев, а также опорой для дальнейшего расширения их владений. Достигнув пика расцвета при правлении сиракузского тирана Джерона II, спустя почти 16 веков развития в 827 году город был уничтожен арабами. Занесенные землей руины города начали откапывать только в начале 19 века. Раскопки велись под руководством Габриэле Иудика (Gabriele Iudica), богатого жителя лежащего рядом города Palazzolo Acreide, который в 1819 году издал, пожалуй, самую полную книгу об этом и по сей день малоизученном месте “Le antichità di Acre”.
Стоит сказать, что в отличие от Помпей или той же Остии Акрай фактически не сохранился, а многое из того, что все же удалось найти вызывает одни только вопросы. Сохранившиеся на территории парка сооружения можно пересчитать по пальцам двух рук, да и то останутся лишние.

Поэтому я до сих пор я не могу понять, как мы все же на него вышли. И все же, наверно, из всех посещенных городов-призраков именно Акрай оставил самые странные, противоречивые и, честно скажу, немного пугающие впечатления.
Чтобы найти город нам потребовалось немало усилий, мы долго искали дорогу, плутая по серпантинам. Погода все ухудшалась: то лил дождь, то вокруг собирался непроглядный туман. Периодически на дороге появлялись указатели, но потом исчезали, и мы вновь ехали в надежде найти еще один. Не удивлюсь, если мы кружили все время где-то рядом.
И вот наконец добрались. Туман немного спал, но погода все еще оставалось унылой. Две скучающие женщины в кассах выдали нам проспекты с чернюшными ксерокопиями каких-то фотографий и текстом. Шаг за подобие проходной и вокруг нас раскинулось поле, поросшее травой. Только чуть-чуть погодя, я наконец стала различать кое-где остатки каменной кладки.
Практически голый фундамент бывшего храма, кусок дороги, уходящей в никуда, театр и булеутерион, а рядом...некрополи. Не знаю, что это было...погода, настроение, воображение. Такое ощущение абсолютно неподвластного мне приступа страха случалось со мной трижды: здесь, в некрополях Черветери и рядом с не раскопанными еще руинами города Тускола, когда ушла далеко от остальных и забрела в какой-то закуток. Соседство рядом театра и могил просто вводило меня в ступор. Понятно, что наслоение эпох и прочее, но почему-то тогда это не укладывалось в голове.
И еще странное ощущение собственной чужеродности в этих местах. Минутное любопытство в какой-то момент заставило меня сойти с огороженных дорог и пойти сквозь траву в сторону каких-то остатков стен. И вдруг что-то внутри щелкнуло и настойчиво потребовало вернуться назад, будто, если я сделаю шаг, то уже никогда не вернусь назад.
Это звучит очень странно, но почему-то надолго название этого города для меня ассоциировалось с могильниками.

Но ладно, хватит бессознательного (Фрейда на меня нет). Нынешняя схема археологической зоны Акрая разрослась до таких размеров...
cartinaakraigra
...в то время когда мы там были, ходить разрешалось около театра, булеутериона, каменоломен-некрополей и так называемых храма Афродиты и Баптистерия. Подход к единственной раскопанной улице был закрыт ограждениями либо высоким бурьяном.
Интересно, конечно, посмотреть, что творится там сегодня, а пока пройдемся по увиденному.
Самым хорошо сохранившимся объектом Акрая является греческий театр, выстроенный, вероятно, во времена правления Джерона II. В отличие от сиракузского "брата", вырубленного в скале, этот театр был пристроен к природной возвышенности.
По традиции ступени театра раскрыты на север. Кавея состоит из девяти клиньев, разделенных лестницами, из которых два боковых более узкие. Всего сохранилось 12 рядов сидений. Хотя предполагают, что в центральной части количество рядов было больше. Габариты ступеней фиксированы: высота 27 см и ширина 74 см (34 см для сидения и 40 см прохода). Оркестровая часть имела полукруглую форму. От сцены и проскения на сегодняшний день уцелело лишь основание, по которому можно судить, что по бокам проскения находились восемь колонн или пилястр. Сцена была покрыта деревом и предположительно с севера была закрыта стеной.
В действительности очень сложно оценивать, каким театр был, поскольку он претерпел ряд перестроек в течение веков, самые серьезное из которых пришлось на византийскую эпоху, когда на месте сцены было выстроено здание по переработке зерна. До сих пор в блоках сохранились остатки жерновов.
театр
Над седьмым клином театра располагаются остатки галереи, ведущий в булеутерион. Первоначально Габриэле Иудека предполагал, что это  маленький крытый театр Одеон, но после нескольких лет изучений все же было выявлено, что это место собраний городского сената (буле) - булеутерион. Это было небольшое крытое помещение, внутри которого располагались небольшая полукруглая оркестра с трехчастной кавеей, состоящей из шести рядов-сидений.
булеутерион
Внешний вид и сохранность блоков обоих сооружений позволяет предполагать, что они были построены в одно время. Остается только вопрос, почему они расположены так зажато? Единственная теория-ответ говорит о том, что оба сооружения воздвигались, когда центральная часть города, в том числе главная площадь, Агора, были в целом сформированы, а, значит, было необходимо аккуратно встроить в застройку новые здания.
Еще одна сохранившаяся постройка комплекса Агоры - это предположительно храм Афродиты. Вероятно, он представлял собой классический периптер с мощными дорическими колоннами. Правда, судить о внешнем виде храма сегодня фактически невозможно, поскольку в течение многих веков его камни использовались для строительства жилых домов в Палаццоло. Можно даже сказать, что там и смотреть не на что, потому что ничего почти не осталось. И фотографий не осталось, потому что в то время фотографии груд камней меня сильно не прельщали.
Да, пожалуй, пора и могильниках упомянуть. Вообще-то изначально l’Intagliata и L’Intagliatella (как их называют) были всего лишь каменными карьерами, в которых добывался материал для строительства города (мне все же немного странно...Агора, сразу рядом каменоломня). Более старой из них считается L’Intagliatella, поскольку l’Intagliata стала разрабатываться только в эллинистический период. В любом случае оба карьера в разные периоды побывали и каменоломнями, и жилыми домами, а в итоге некрополями (такой вот жизненный путь). Конечно, удивительно нагромождение эпох, а еще в голове просто не укладывается такое близкое соседство византийских жилых построек и древнеримских и греческих некрополей (христиане там тоже есть, но это уже позже).
Кроме всего прочего, некоторые места каменоломен в разные периоды использовались как места культа мертвых, о чем свидетельствует ряд сохранившихся до наших дней в скалах рельефов. Самые старые из них восходят к 4 веку до н.э. В связи с разработкой каменоломен уровень пола постепенно понижался, а изображения становились все более недосягаемы.
Один из самых сохранившихся рельефов располагается у входа в L’Intagliatella. Его размеры 213 на 83 сантиметра. Он имеет двухчастную композицию: слева изображено жертвоприношение, а справа - пир героев. Предположительно в центре изображен воин, протягивающий руку в требовательном жесте в сторону алтаря. Следующая фигура в длинном плаще - священник. По другую сторону алтаря стоят его ученики. На правой стороне изображены два человека, возлежащих на подушках подле стола. Маленькая фигурка сбоку - слуга.
Эти рельефы считаются исключительными произведениями и по словам профессора Бернабо Бреа (Bernabò Breа) их главное достоинство в том, что это пример того, как принципы римского искусства служат греческим религиозным воззрениям.
рельеф
Немного самих некрополей и выходим.
некрополь3

некрополь2

некрополь
Последнее, что, безусловно, требует внимания это так называемая "эллинистическая дорога". Считается, что это была главная артерия города, идущая с востока на запад. Интересно построение подходящих к ней улиц. Для укрытия от сильных ветров они подходят к главной улице под углом (елочкой). Вдоль нее не так давно были откопаны странные круглые здания, которые пока только исследуются.
дорога
А сколько еще тайн за пределами этой дороги хранит земля, поросшая высокой травой?

http://ru-travel.livejournal.com/26122434....

Наверх страницы

Отели в Италии