"Ла Скала" (Teatro alla Scala, La Scala) — оперный театр в Милане (Италия), один из крупнейших центров мировой оперной культуры. В театре базируются одноименные оперная труппа, хор, балет и симфонический оркестр.
Здание театра было построено по указу австрийской императрицы Марии Терезии по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини в 1776-1778 годах на месте церкви Санта-Мария делла Скала, которой театр обязан своим названием. Церковь, в свою очередь, была названа в ХIV веке в честь своей покровительницы — представительницы рода правителей Вероны — Беатриче делла Скала.
Театр был открыт 3 августа 1778 года постановкой оперы Антонио Сальери "Признанная Европа", специально написанной к этому событию. Также в день открытия были показаны балеты "Пафио и Мирра, или Кипрские пленники" Сальери и "Умиротворенный Аполлон, или Появление Солнца после падения Фаэтона" де Байу.
Оперные сезоны — "карнавальные", "осенние", "весенние" и "летние" — сразу стали регулярными. До конца XVIII века на сцене театра ставились также драматические спектакли.
На рубеже XVIII-XIX веков в репертуаре театра появились оперы итальянских композиторов Паскуале Анфосси, Доменико Чимарозы, Луиджи Керубини, Джованни Паизиелло.
В 1812 году на сцене "Ла Скала" состоялась премьера оперы Джоаккино Россини "Пробный камень", которая положила начало так называемому россиниевскому периоду. Театр "Ла Скала" первым поставил его оперы "Аурельяно в Пальмире" (1813), "Турок в Италии" (1814), "Сорока-воровка" (1817), "Бьянка и Фальеро" (1919). Одновременно театр ставил и уже известные оперы композитора.
С 1830-х годов в репертуаре театра появились произведения Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини, Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Были впервые поставлены "Пират" (1827) и "Норма" (1831) Беллини, "Лукреция Борджа" (1833) Доницетти, "Оберто" (1839), "Набукко" (1842), "Отелло" (1887) и "Фальстаф" (1893) Верди, "Мадам Баттерфляй" (1904) и "Турандот" (1926) Пуччини.
В "Ла Скала" выступали выдающиеся оперные певцы Катерина Габриелли, Анджелика Каталани, Изабелла Кольбран, Джованни Баттиста Рубини, Луиджи Лаблаш, Антонио Тамбурини, Джудитта и Джулия Гризи, Мария Малибран, Антонио Котоньи, Тереза Штольц, Аделина Патти, Франческо Таманьо, Маттиа Баттистини, Эмма Кальве, Хариклея Даркле, Нелли Мелба, Алессандро Бончи, Эудженио Джиральдони; крупнейшие дирижеры Франко Фаччо, Леопольдо Муньоне, Эдоардо Маскерони.
В XIX веке "Ла Скала" стал одним из центров балетного искусства Европы. С 1812 года в труппе работал хореограф Сальваторе Вигано, поставивший свои драмы "Творения Прометея" (1813), "Гуситы под Нейбургом" (1815), "Отелло, или Венецианский мавр" (1818), "Весталка" (1818), "Титаны" (1819), "Жанна д’Арк" (1821). На сцене "Ла Скала" выступали танцовщицы Фанни Черрито, Мария Тальони, Фанни Эльслер.
Со второй половины XIX века на сцене театра все чаще появлялись постановки произведений зарубежной классики — "Парсифаль" и "Золото Рейна" Рихарда Вагнера, "Пиковая дама" Петра Чайковского, "Пеллеас и Мелизанда" Клода Дебюсси, "Борис Годунов" и "Хованщина" Модеста Мусоргского, "Любовь к трем апельсинам" Сергея Прокофьева и "Катерина Измайлова" Дмитрия Шостаковича.
В 1898-1903 и 1921-1929 годах главным дирижером "Ла Скала" являлся Артуро Тосканини, с деятельностью которого связан наивысший расцвет театра.
В начале ХХ века на сцене театра выступали Энрико Карузо, Титта Руффо, Джузеппе Де Лука, Риккардо Страччари, Мария Баррьентос; Лукреция Бори, Карло Галеффи, Клементи Муцио, Тито Скипа, Беньямино Джильи, Габриэла Безанцони, Тоти Даль Монте, Аурелиано Пертиле, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Соломея Крушельницкая.
Во время Второй мировой войны театр был сильно поврежден. После восстановления его первоначального вида театр снова был открыт 11 мая 1946 года историческим концертом под управлением Артуро Тосканини с соло сопрано Ренаты Тебальди.
В труппе театра в 1960-1980 годы выступали Федора Барбьери, Фьоренца Коссотто, Рита Орланди-Маласпина, Рената Скотто, Мирелла Френи; Карло Бергонци, Иво Винко, Владимиро Ганцаролли, Джанджакомо Гуэльфи, Николай Гяуров, Пьеро Каппуччилли, Лучано Паваротти, Джанни Раймонди, Джанфранко Чеккеле, Джузеппе Ди Стефано, Марио Дель Монако.
На сцене "Ла Скала" пели известные зарубежные певцы — Тереза Берганса, Питер Глоссоп, Режин Креспен, Пилар Лоренгар, Монсеррат Кабалье, Плачидо Доминго, Биргит Нильсон, Линдсей Прайс, Джоан Сатерленд, Мартти Тальвела, Сена Юринац, Мария Каллас, Рената Тебальди.
В балетных спектаклях театра участвовали Марго Фонтейн, Серж Лифарь, Майя Плисецкая, Рудольф Нуриев.
Первой советской оперной певицей, выступившей в "Ла Скала" стала в 1961 году Тамара Милашкина ("Битва при Леньяно"). В спектаклях "Ла Скала" участвовали также Ирина Архипова ("Хованщина", 1967, 1971; "Борис Годунов", 1967, 1973), Марк Решетин ("Хованщина", 1967), Лариса Никитина ("Борис Годунов", 1967), Владимир Атлантов ("Тоска", 1975), Eлена Образцова ("Вертер", 1976).
26 декабря 1955 года спектаклем "Тайный брак" Чимарозы в Милане был открыт филиал "Ла Скала" — "Пиккола Скала", ставший сценой для камерных постановок.
В 1982 году при "Ла Скала" был создан Филармонический оркестр, первым руководителем которого стал Клаудио Аббадо.
Здание театра неоднократно реставрировалось. Последняя реставрация проходила в 2001-2004 годах под руководством швейцарского архитектора Марио Ботта.
7 декабря 2004 года обновленное здание театра вновь открылось оперой Антонио Сальери "Признанная Европа".
Традиционно новый сезон в "Ла Скала" начинается зимой — 7 декабря в День Святого Амвросия, покровителя Милана. Каждое представление должно закончиться до полуночи, длинные оперы начинаются ранним вечером в случае необходимости. Билетеры не позволяют заходить в зал после того, как представление началось. Исключения к этой традиции не делались ни разу, даже для самых именитых и знаменитых посетителей.
C 1986 года по 2005 год театр возглавлял выдающийся дирижер Риккардо Мути.
После его ухода пост музыкального директора и художественного руководителя всемирно известного театра оставался вакантным до декабря 2011 года, когда преемником Мути стал дирижер и пианист Даниэль Баренбойм.