ТЕКСТ: Дарья Сиротина
ФОТО: wikipedia.org
В другую сторону от Чефалу лежит потрясающий Палермо, душа Сицилии и ее сердце. Если вы видели фильмы про мафию и представляли себе хаотичные южные итальянские города, где с широкого проспекта можно свернуть в трущобы, где улицы, кажется, держатся на натянутых между домами веревках для сушки белья, где все громко кричат по-итальянски, а водители плевать хотели на правила дорожного движения, то вы примерно представляете, что такое Палермо.
Палермо – это город, которому 3 тысячи лет. Основанный финикийцами, бывший под властью карфагенян, греков, арабов и норманнов, он до 1861 года, когда Италия объединилась, носил статус столицы Сицилийского королевства. Город сохраняет еще остатки своего былого величия (палаццо и церкви здесь потрясают контрастом суровых экстерьеров и богато декорированных интерьеров), но практически весь перманентно находится under construction, причем многое восстановления или ремонта просто не дождется, рассыпавшись в прах.
Центр Палермо разделен на 4 части двумя его центральными улицами – via Corso Vittorio Emanuele (виа Корсо Витторио Эммануэле) и via Maqueda (виа Макведа).
Их перекресток Quattro Canti (Кватро Канти) и есть своеобразный нулевой километр Палермо. Город вполне можно обойти пешком – это и есть лучший способ знакомства с ним. Обязательная программа включает блеск архитектурных ценностей, богатство рынков, нищету трущоб и изящество проспектов в стиле ар-нуво (в любой последовательности).
Главные архитектурные сокровища столицы Сицилии – это Норманнский дворец (Palazzo dei Normanni) и его капелла, называемая Палатинской (Cappella Palatina). Дворец – невысокое крепкое сооружение со стенами насыщенно-желтого цвета и фасадом в знаковом для острова арабо-норманнском стиле. К нему пристроена личная часовня сицилийских королей. Попадая в нее, теряешь голову от потрясающего сочетания грубых старых камней самого здания и изящных золотистых мозаик, которые составляют ее убранство. Удивительно пронзительны работы выполнявших мозаики мастеров: та часть, что рассказывает о евангельских событиях, окрашена прохладными морскими тонами, чуть тронутыми золотом отдельных элементов. Там же, где Христос Вседержитель окружен архангелами, где напряжение сюжета достигает максимума, мозаики окрашены в густой, сияющий золотой оттенок. Еще одна жемчужина капеллы – уникальный резной потолок, гораздо более привычный для арабских стран.
Если в случае с Палаццо Норманни внутреннее убранство гораздо богаче внешнего оформления, то Кафедральный собор Палермо потрясает как раз своим экстерьером. Тот же насыщенно-желтый камень принял здесь формы более изящные, весь собор устремлен вверх, украшен тонкими шпилями и искусной резьбой. Здесь перемешано все: и готика, и классицизм, и арабо-норманнский стиль. Если смотреть внимательно, то внутри, на одной из колонн, обнаружится цитата из Корана, оставшаяся с тех времен, когда собор был мечетью.
На Сицилии понимаешь, почему на шутливых картах, встречающихся в интернете, весь остров отдан Африке: настолько ощутим здесь жаркий африканский ветер, настолько чувствуется арабское влияние.
Один из верных способов это влияние почувствовать – сходить на рынок, например, на знаменитую Вуччирию (Vucciria). Здесь смуглые усатые торговцы кричат и жестикулируют, руки их взлетают, а голоса разлетаются над горами перцев по килограмму каждый, над рядами метровых цуккини, над бастионами круглых белесых баклажанов, над крепостями, сложенными из огромных головок сыра, приплюснутых с боков.
Если вы знакомы с ценами на рынках континентальной Италии, то вы будете удивлены: на Сицилии многое в полтора-два раза дешевле. Вуччирия – рынок известный, но не единственный. Не менее хороши здесь рынки Bollaro (Болларо) и Capo (Капо). При рынках всегда работают самые вкусные забегаловки, где готовят отличную фокаччу и наливают домашнее вино.
Вдоволь находившись по городу, поплутав по запущенным его кварталам, где надо внимательно смотреть под ноги, наверх и по сторонам, чтобы не наступить куда не надо, не получить ничем по голове и не стать жертвой карманников, с удивлением можно обнаружить себя на элегантном бульваре, где в тени деревьев играет на рояле пианист в белом костюме, а официанты в бабочках разносят гостям холодное вино. Это Палермо XIX века, где арабо-норманнская круговерть уступает место выверенному в своей орнаментальности ар-деко. Скорее всего, вы окажетесь где-то недалеко от Театро Массимо (Teatro Massimo), знаменитого оперного театра, где снимали заключительные сцены «Крестного отца-3». На начинающейся неподалеку via Liberta (виа Либерта) маленькие магазинчики с грязными стеклами уступают место дорогим бутикам, а крошечные траттории сменяются ресторанами с белыми скатертями.
В Палермо нельзя приехать на день, потому что просто не успеешь понять и пережить всю его контрастность. Не стоит сюда приезжать и на машине, потому что движение здесь слишком хаотично. Лучше всего выделить на Палермо несколько дней в начале или в конце своего путешествия, чтобы иметь возможность и осмотреть внимательно все его сокровища, и поторговаться на рынках, и съездить на расположенный неподалеку пляж Монделло, и сплавать на островок Устика. Вокруг Палермо можно выстроить и отдельное путешествие: провести пару дней в самой столице острова, затем посетить Чефалу и Мадоние и напоследок доехать до западной части острова (Трапани) или же отправиться на восток (к Этне, Таормине и Катанье).
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/lifestyle/travel/2012/07/20_a_4687085.shtml