Booking.com

Побег из Милана Путеводитель по Турину и Бергамо

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

Путеводитель по Турину и Бергамо

ТЕКСТ:

ФОТО: wikipedia.org

Милан, кроме очевидных своих достоинств вроде музеев, шопинга и ресторанов, хорош еще и тем, что из него легко при случае сбежать.

Если вы, например, все же не смогли принять его как итальянский город и устали от его серости, туристов, зимних дождей или летней жары, вполне очевидное решение – направиться к западу в Пьемонт и его столицу Турин с оживленной культурной жизнью и прекрасной архитектурой или же повернуть восточнее, в Бергамо, не слишком большой и довольно тихий итальянский город, расположившийся в предгорьях Альп.

Турин

До Турина, четвертого по величине города Италии, от Милана всего лишь час-полтора на поезде. Он не столь контрастен в архитектурном плане, как Милан, не столь огромен, как Рим, не столь хрестоматиен, как Венеция, и почти полностью лишен туристических толп. Чем-то он, пожалуй, напоминает Болонью: это тоже город успешных и обеспеченных людей, с крупным университетом и активной культурной жизнью.

Еще Турин называют самым французским из итальянских городов и самым итальянским из французских. Причиной тому – Савойская династия, правившая тут несколько веков, и то колоссальное влияние, которое она оказала на развитие города.

Ориентировочные цены

Билет на скоростной Eurostar Милан–Турин – 32 евро (за второй класс)
Поездка на историческом трамвае №7 в Турине – 1 евро

 

Еще Турин – это первая столица объединенной Италии и родина таких итальянских символов, как Fiat, Nutella, Martini, Cinzano и Lavazza. Если верить легенде, в окрестностях Турина спрятан Святой Грааль. Здесь же хранится величайшая святыня христианского мира – Туринская плащаница. Кроме того, в Турине зародилось движение slow food, есть великолепный музей кино, музей автомобилей, несколько потрясающих собраний современного искусства и музей египетских древностей. И все это обрамлено в элегантную раму из стильных исторических кафе, шикарных площадей, восхитительных палаццо и барочных соборов.

Главная площадь города – Piazza Castello c удивительным зданием Palazzo Madama. Этот дворец представляет собой архитектурную головоломку: глядя на фотографии двух его сторон, никогда не поверишь, что это одно и то же здание. Один фасад его отсылает к суровому средневековью и оформлен толстой кирпичной кладкой и массивными башнями, второй же – образец северо-итальянского барокко. Построен дворец на месте сооружений романской эпохи, причем не просто построен, а возведен с использованием оставшихся с тех времен конструкций. Средневековая часть датирована тринадцатым веком, барочная – семнадцатым. Предназначение дворца скрыто в его названии: он служил резиденцией вдовствующих регентш. Сейчас в нем расположен музей античного искусства и собрание искусства современного. Во дворец стоит заглянуть и тем, кто любит пышные барочные интерьеры: здание обильно и ярко декорировано. Билет в музей стоит 7,5 евро, в первый вторник каждого месяца вход бесплатный. Бесплатно пускают и просто полюбоваться на росписи и парадные лестницы дворца и его внутренний двор. В палаццо же можно пообедать в Caffe' Madama (либо на веранде с высоченными потолками, огромными окнами и видом на всю площадь, либо же во внутреннем зале с расписными стенами) блюдами пьемонтской кухни.

На той же площади расположен замок Palazzo Reale, построенный для Карло Эммануэле II и сейчас представляющий собой собрание великолепных интерьеров, предметов искусства и мебели. К дворцу примыкает сад Giardino Reale, созданный автором Версальских садов Андре Ленотром. Именно ему обязан своим появлением так называемый французский регулярный парк – четко выстроенная структура из клумб, деревьев и кустарников. Справа от дворцовых ворот находится вход в музей оружия (входной билет – 4 евро), хранящий одну из лучших в Европе коллекций.

Собрание египетских древностей в Турине связано с именем сардинского короля Карло Эммануэле III, который в 1730-х годах снарядил в Египет экспедицию для поиска археологических ценностей. По этой причине туринский Египетский музей – первое в мире собрание, посвященное цивилизации Древнего Египта и место, обязательное для посещения всеми теми, кто увлечен историей древнего мира. Экспонатов в музее около тридцати тысяч, среди них предметы быта, папирусы, статуи. О величине и значимости этой коллекции говорят и слова Шампольона, того самого, который расшифровал египетские иероглифы. Он говорил, что путь к Мемфису и Фивам проходит через Турин. Вход в музей стоит 7,5 евро.

Самая элегантная площадь Турина – Piazza San Giovanni, мощеная булыжником и окруженная галереями, под сводами которых играют уличные музыканты и прячутся многочисленные магазины и кафе.

Названа она в честь Святого Иоанна Крестителя. Собор, посвященный ему, находится здесь же. Именно в нем хранится Туринская плащаница – льняное полотно, в которое по преданию Иосиф Аримафейский завернул тело снятого с креста Иисуса. По поводу подлинности плащаницы ведутся споры, однако для миллионов верующих эти споры значения не имеют. В соборе около алтаря выставлена копия реликвии. Сама же ткань экспонируется крайне редко. Последний раз она была доступна для публики в 2000 году и раньше 2025 увидеть оригинал не удастся. В соборе есть музей Туринской плащаницы (вход стоит 5,5 евро), в котором выставлены экспонаты, так или иначе имеющие к ней отношение, вроде камеры 1898 года, которой сделали ее первую фотографию.

Турин много сделал для современного искусства.

Именно здесь в шестидесятых годах прошлого века зародилось самое известное течение итальянского современного искусства – Arte Povera , направление авангарда, участники которого видели своей целью освобождение искусства от догм и правил и восприятие его не как объекта коллекционирования, но как, в том числе, и социальной силы. В туринском Castello di Rivoli, вернее в расположенном в нем музее современного искусства (вход – 6,5 евро) можно познакомиться не только с работами участников Arte Povera, но и с произведениями таких значимых художников, как Франц Аккерман, Гилберт и Джордж, Фрэнк Гери. Еще одно туринское собрание – Galleria Civica d'Arte Moderna e Contemporanea хранит работы Де Кирико, Отто Дикса и Клее. В этот музей вход стоит 7,5 евро.

Один из символов Турина – Mole Antonielliana, 167-метровая башня с железным шпилем. Строить ее начали в 1863 году как синагогу, однако аппетиты архитектора Алессандро Антонелли, который потратил весь бюджет, а здание так и не достроил, заставили еврейскую общину отказаться от финансирования проекта. Здание отдали городу и достраивали его в итоге уже после смерти архитектора. До сих пор эта башня считается самым высоким в Европе кирпичным зданием.

Синагоги здесь никогда не было, а с 2000 года в башне расположен Национальный музей кинематографии.

Экспозиция его разделена на две части: первая посвящена истории и объектам, предшествовавшим появлению кино, вторая – непосредственно кинематографу. Здесь можно увидеть предметы, участвовавшие в съемках самых известных фильмов – от туфель Мэрилин Монро до гроба, использовавшегося на съемках «Дракулы». Кроме экспозиции особый интерес представляет панорамный стеклянный лифт, который за 59 секунд поднимает зрителей на высоту 85 метров и позволяет окинуть Турин взглядом сверху. Вход в музей стоит 7 евро, за поездку в лифте берут 5 евро.

Как родина итальянского автомобилестроения Турин может похвастаться и хорошим автомобильным музеем.

В музее, созданном в первой половине 20 века, история автомобилей иллюстрирована экспонатами с 1769 года и до наших дней. Здесь можно увидеть, например, первый автомобиль, выпущенный под маркой Fiat в 1899 году. Отдельные залы музея посвящены спортивным автомобилям, автомобилям, снимавшимся в кино. Всего здесь около 2000 экспонатов. Входной билет стоит 8 евро.

Кроме всего прочего, будучи в Турине, приятно погулять в Parco Valentino на берегу реки По, прокатиться на историческом трамвае номер 7, уходящем от Piazza Castello, посетить единственный в мире музей фруктов, посмотреть на возведенный к выставке 1884 года район Borgo Medievale, реконструкцию средневековой деревни, посетить Basilica di Superga, барочную церковь, где захоронены почти все пьемонтские короли и футбольная команда Torino, погибшая в авиакатастрофе в 1949 году.

Турин известен не только хорошими ресторанами, но и тем, что у его гастрономической жизни есть определенная концепция, имя которой slow food.

Это движение зародилось в конце 1980-х годов как альтернатива fast food. Главные принципы его – здоровое питание, а также сохранение и поддержание принципов региональной кухни. Под эгидой объединения проводятся фестивали и прочие мероприятия, в сотрудничестве с движением slow food в здании бывшей туринской фабрики открыт гибрид ресторана и супермаркета Eataly. Это и рынок, на котором можно купить самые свежие и самые вкусные местные продукты, и большой фудкорт, где можно попробовать блюда пьемонтской кухни. Внутри работают восемь тематических ресторанов, посвященных пасте, пицце, сыру и колбасам, овощам, рыбе, пиву, вину и мороженому. Некоторые из них работают без традиционного обеденного перерыва. Находится заведение на via Nizza 230, за пределами центра города ( добраться можно автобусами 1, 18 и 35 от станции Porta Nuova).

Один из моих любимых ресторанов в городе – обладатель одной мишленовской звезды La Barrique на Corso Dante 53. Место практически конспиративное, находящееся довольно далеко от центра, да к тому же работающее с плотно занавешенными шторами и закрытой на ключ дверью. Внутри элегантная обстановка, которой наслаждаются не менее элегантные синьоры. Официанты в бабочках и белых рубашках, великолепный сомелье, изысканные блюда, перемежающиеся комплиментами от повара Стефано Галло. Особенно хороши тут равиоли с икрой и лимоном, утка и шоколадные десерты. Цена на дегустационные сеты начинается от 70 евро.

В более доступном ценовом сегменте работает ресторан Rural (Corso Verona 15c). Как видно из названия, заведение ориентировано на простую деревенскую еду. Здесь вкусно готовят кролика, спагетти с ракушками и боттаргой, сушеной икрой тунца. Дегустационные сеты доступны по цене от 10 евро.

Полон Турин и исторических кафе, отделанных мрамором, деревом и позолотой.

В таких интерьерах подают кофе, десерты, аперитивы. Вот несколько адресов: Caffe' Torino на Piazza San Carlo 204, Caffe' Elena на Piazza Vittorio Veneto 5 или Caffe' San Carlo на одноименной площади, работающее с 1822 года.

Благодаря своему размеру, хорошим музеям и достопримечательностям, Турин достоин специального визита протяженностью хотя бы в пару дней, однако и беглое знакомство с ним добавит важные штрихи к картине Италии, складывающейся в сознании путешественников.

Бергамо

Тихий Бергамо – противоположность полному жизни Турину. От Милана Бергамо всего лишь в пятидесяти километрах. Cюда удобно приехать утром погулять, а вечером отправиться обратно.

Бергамо разделен на два города: верхний и нижний.

Верхняя часть – образец прекрасно сохранившегося средневекового города, не лишенного, однако, ренессансного и барочного наследия. Нижняя часть современна, полна широких улиц, автобусов и магазинов. Туристический интерес представляет, несомненно, верхний город. К нему туристов поднимает фуникулер (билет в одну сторону – 1,2 евро). Чтобы найти его, достаточно десятиминутной прогулки по ведущему от железнодорожной станции Viale Papa Giovanni XXIII. Верхний город находится на горе и полностью окружен крепостной стеной. В нем есть очарование настоящей Италии: ее старых камней, резных фасадов церквей, узких улиц и переулков, сплошь состоящих из ступеней. Туристическая жизнь здесь почти не слышна: в городе все дышит спокойствием и стариной.

Центр города – Piazza Vecchia, по традиции полная кафе и окруженная элегантными палаццо.

Один из них – Palazzo della Ragione. Он напоминает о трех с половиной веках господства венецианцев, так как украшен традиционным львом. Из львов же состоит фонтан, разбитый в середине площади. По меткому выражению Генри Мортона, чьи книги об Италии в сто раз лучше любого путеводителя, вид у львов добродушный: цепь во рту они держат так, будто это утренняя газета. Над площадью возвышается башня Torre del Campanone, на которой каждый день в десять вечера звонит колокол, объявляя о необходимости закрытия городских ворот. Ворота, конечно, сейчас не закрывают, колокол – лишь традиция, сохранившаяся с тех времен, когда город необходимо было защищать от вторжений. С башни открывается вид на город, вход на башню стоит 2 евро.

Чуть дальше от Piazza Vecchia находится Piazza del Duomo с барочным кафедральным собором. Обязательно нужно зайти внутрь: игра нежно-голубого и золотого в оформлении стен и мраморный черно-белый пол выглядят очень нарядно. Собор посвящен Святому Александру, покровителю города, мученику, погибшему за веру. Говорят, что его могилу снесли венецианцы при строительстве городской стены. Нынешний собор выстроен на месте более древней базилики Святого Винсента.

Завершает ансамбль площади Basilica di Santa Maria Maggiore и как будто вырезанная из белого камня Cappella Colleoni. Бартоломео Коллеони был венецианским кондотьером, успевшим, впрочем, за свою жизнь повоевать и за Милан, и за Венецию. Считается, что именно он первым применил в поле артиллерию. У Коллеони не было наследников, поэтому все свое состояние он завещал Венецианской республике, однако попросил за это поставить ему памятник на площади Сан-Марко. Сделать этого, конечно, было нельзя, поэтому памятник полководцу воздвигли на другой венецианской площади, недалеко от Scuola di San Marco. Так хитрые венецианцы получили деньги, а кондотьер – памятник. Базилика же в Бергамо, где Коллеони жил, была построена в начале эпохи Ренессанса в память о полководце и на его же деньги. Внутри стоит скульптура Коллеони на коне, а на другой стороне капеллы – мраморная Медея, любимая дочь полководца, умершая за семь лет до его смерти.

Обязательного посещения заслуживает Pinacoteca dell'Academia Carrara, основанная в 1780 году и хранящая полотна Рафаэля, Боттичелли, Каналетто, Мантеньи и Тициана.

Галерея носит имя своего основателя, графа Джакомо Каррара. Он был коллекционером, умер в 1796 году и оставил городу свою коллекцию, которая в последующие века была расширена и дополнена. Сейчас в собрании более 1800 работ. Находится музей в нижней части города, вход стоит 3 евро. Рядом с галереей работает музей современного искусства. Коллекция его небольшая, однако время от времени здесь бывают интересные выставки, время работы которых и стоимость билета нужно уточнять отдельно.

Для завершения знакомства с городом нужно воспользоваться еще одним фуникулером, на этот раз ведущим к холму Святого Виджилия.

Длина линии – 630 метров, вагончики поднимают к замку, от которого открывается вид на обе части Бергамо. Отсюда в ясную погоду видно Милан, внизу краснеют крыши верхнего города, а еще чуть ниже распластан город нижний. Сам замок довольно типичен: крепко сбитые каменные стены, толстые башни. Внутри два маленьких музея: один посвящен археологии, второй – естественным наукам. Если время поджимает, мимо обоих без сожаления можно пройти мимо.

На этом же холме расположен ресторан Baretto di San Vigili (Colle SanVigilio via Castello 1) с отличным панорамным видом. К его достоинствам, кроме месторасположения и хорошей кухни, относится и тот факт, что заведение работает каждый день, включая понедельник, и не закрыто по праздникам. Здесь лучший в городе выбор десертов и хорошая винная карта. Если Baretto ориентирован скорее на средиземноморский вариант итальянской кухни, то заведение Antica Hostaria del Vino Buono (Piazza Mercato delle Scarpe) представляет ее ломбардский вариант. Здесь можно попробовать поленту с грибами или casoncelli (домашнюю пасту с пряной мясной начинкой). Из достойных ресторанов можно еще упомянуть Trattoria Parietti (Via C. Beltrami 5), Da Mimmo (Via Colleoni 17) и Agnello D'Oro (Via Gombito 22). Лучшее мороженое продается в желатерии Grom на Via Papa Giovanni XXIII.

Когда задумывался этот путеводитель, я хотела дать понять читателю, что Италия гораздо шире любых туристических шаблонов. Это страна, любой регион которой полон открытий, красоты и вкусной еды (помимо, конечно, великолепных памятников культуры и истории). В своем знакомстве с Италией я советую ни в коем случае не зацикливаться на раскрученных направлениях вроде Тосканы или отдыха на Адриатике, а стараться мыслить шире и не бояться отступать в сторону от протоптанных соотечественниками и их гидами троп. Во многом нужно брать пример с самих итальянцев, которые с удовольствием отдыхают в собственной стране. Одно из наиболее любимых ими мест – Амальфитанское побережье.

     



Читать полностью: http://www.gazeta.ru/lifestyle/travel/2011/09/06_a_3758653.shtml

 

Найти отель

Наверх страницы

Отели в Италии