В пятницу мэр Парижа объявила о создании в городе Наблюдательного комитета по вопросам светскости. В России такой комитет мог бы получить неофициальное название «…по борьбе с религиозным мракобесием»…
Французы, правда, не употребляют этот термин, когда говорят об опасностях, которые религия принесет в случае, если получит доступ (идеологический или финансовый) в государственные институты. Не употребляют просто потому, что служителям культа давно уже указали их место (в культовых сооружениях и не дальше)… Так что в нынешних условиях страна почти не имеет шансов погрузиться в религиозное мракобесие. Другое дело, что условия нужно постоянно поддерживать в надлежащем состоянии. Для этого в 2013-м году президент Олланд запустил национальный Наблюдательный комитет по вопросам светскости, а сейчас такие комитеты начинают открываться на местах: пару месяцев назад — в регионе Рона-Альпы, потом в Провансе, в пятницу — в Париже...
Их цель — защита светскости, т.е. «возможности и веровать, и не веровать», как говорит премьер-министр Вальс. Эту возможность страна охраняет свято.
Национальный комитет подчиняется правительству и состоит из сенаторов, депутатов, юристов, писателей, философов… Бороться эти солидные господа должны не с «оскорблением чувств верующих», а наоборот, с тем, чтобы такие формулировки не возникали. Господа должны думать над тем, как поддерживать веру в светские ценности в школах; предлагать решения, которые будут смягчать трения между представителями разных религий; вырабатывать правила по недопущению вмешательства церкви в дела светских институтов.
Никакие государственные институты — от районных яслей до Елисейского дворца – не имеют права размещать в своих стенах религиозные символы или делать заявления, которые могут быть истолкованы в пользу религии.
Поэтому очень трудно представить себе, что условный французский религиозный деятель (например, с нанопылью под ногтями) осмелится указующим перстом направлять республиканскую паству к избирательным кабинкам или выступать с политической программой с трибуны парламента.
Трудно себе представить и то, что кто-нибудь во Франции положительно выскажется в адрес убийц, которые «мстили за пророка», и не будет приглашен в суд, чтобы получить штраф и (или) небольшой тюремный срок. Для начала.
А чтобы прокуратуре было легче отслеживать подобные случаи, существуют наблюдательные комитеты по вопросам светскости.
Потому что, хоть церковь во Франции и отделена от государства с 1905 года, но борьба за светскость продолжается. Сегодня основная мишень — джихадизм, вчера — католический интегризм, завтра, не приведи господи — что-нибудь пострашнее.
К тому же, до сих пор возникают мелкие «эксцессы на местах». Например, в конце прошлого года в холле здания Генерального совета Вандеи выставили рождественские ясли. С подачи Наблюдательного совета суд постановил убрать религиозные символы из органа республиканской власти.
Ближайшая задача — добиться отмены архаичной статьи о богохульстве, которая до сих пор действует в Эльзасe. И хотя статью не применяют, председатель Совета, господин Бьянко считает, что она «смотрится дико»* — особенно на фоне трагедии «Шарли Эбдо».
Кстати, за отмену статьи выступают и региональные религиозные шишки. Для сравнения, последняя новость о религиозном функционере из российского региона звучит так: «Напутствуя бойцов (на войну с Украиной — Ю. С.), служитель храма Иннокентия Московского Владимир Зайцев заявил: «Если придется, а придется обязательно — бейте фашистскую сволочь и ничего не бойтесь».
Если кто-то еще не понимает, почему адекватная власть должна стоять на страже светскости, пусть подумает о собственной безопасности. В обстановке религиозного мракобесия под угрозой находятся все. Даже мракобесы. Религиозные споры взрывоопасны, а светскость — это еще и защита от агрессии, которую фанатики могут проявить хоть на улице, хоть в суде.
В цивилизованном светском государстве никто не подумает открывать уголовное дело за «оскорбление» пророка, Иисуса или Прозерпины с Бахусом. Да и можно ли оскорбить пророка сильнее, чем это сделали террористы в редакции Charlie Hebdo… Ведь даже словесные нападки на «неверующих» противны самой природе религии. Как сказал на днях на круглом столе «Литература и светскость» Таар Бекри, тунисский поэт и преподаватель университета Париж X, «защищая единственное толкование священного текста, мы его убиваем».
«Религиозное мракобесие может возникнуть только на истощенной почве, в обществе, которое потеряло ориентиры и не может обрести свою идентичность», — добавил Жан-Батист Пара, другой поэт, редактор журнала «Европа».