Он был большим поклонником Стэна Ли и комиксов Marvel, изобрел термин «папарацци» и умер в один день с Ривером Фениксом, оставив после себя наследие, которое зрителям и современным киноделам предстоит постигать еще долгие годы.
95 лет назад в городке Римини родился человек, которому было суждено изобрести новый киноязык, прославить родную Италию и стать одним из величайших режиссеров второй половины XX века. Этого человека звали Федерико Феллини, и сегодня весь мир вспоминает его лучшие фильмы.
Федерико Феллини родился 20 января 1920 года. Мальчик с детства проявлял интерес к творчеству: шил карнавальные костюмы, мастерил куколок, любил посещать цирковые представления. Говорят, что однажды он даже сбежал из дома и провел несколько дней с бродячими циркачами.
В 1937 году Федерико окончил монастырскую школу и перебрался во Флоренцию, а затем и в Рим, где подрабатывал карикатуристом и автором небольших юмористических заметок. В то время он и написал свои первые сценарии к фильмам. В 1943 году он женился на актрисе Джульетте Мазине, с которой прожил до самой своей смерти.
Первая слава пришла к Феллини благодаря сценарию к фильму «Рим, открытый город» режиссера Роберто Росселлини, с которым Федерико впоследствии сотрудничал и на съемках других картин. Первые самостоятельные проекты Федерико Феллини еще носили на себе печать неореализма, но уже к середине 50-х, когда вышла «Дорога», стало очевидно, что фильммейкер пойдет другим путем. В эту полную грустной иронии, мистических метафор и диких контрастов маргинальную драму режиссер вложил всю свою душу (параллельно на съемочной площадке вынимая душу из Мазины), и результат не заставил себя ждать — оглушительный успех и десятки наград, включая «Оскар».
Вторую награду Американской киноакадемии принесла Феллини картина «Ночи Кабирии», но самой известной работой итальянского гения считается «Сладкая жизнь» с Марчелло Мастроянни. После ее выхода католическое духовенство призывало верующих помолиться за душу великого грешника Федерико, а уже полюбившие его зрители и критики завороженно смотрели на экран, наслаждаясь невероятной поэтикой и волнующей картинкой.
С тех пор Феллини стал поистине культовым режиссером, и каждая его новая работа была настоящим событием на всех уровнях киномира не только из-за содержания, но и благодаря новаторскому подходу к монтажу. Так, автобиографическая драма «8 с половиной» поразила многие ханжеские умы и заставила тысячи монтажеров (и заставляет по сей день) умирать от зависти, восхищения и невозможности повторить то, что у мастера получалось как будто по наитию. Федерико позволил себе сломать границу между реальностью и фантазией в кино, чем, выражаясь современным языком, в клочки порвал все шаблоны.
В числе его самых значимых работ можно также назвать такие фильмы, как «Рим», «Амаркорд», «Репетиция оркестра» и «Город женщин». В каждый из них режиссер вложил много личного, затронув при этом и важные темы, и каждый обладает своим неповторимым настроением.
Федерико Феллини умер 31 октября 1993 года, и попрощаться с ним захотело столько людей, что на дорогах Рима на какое-то время прекратилось движение.