Европейские страны пытаются положить конец гибели нелегальных мигрантов в Средиземном море, однако кто помогает этим людям отправиться в опасное путешествие?
Чиновники из ЕС пытаются бороться с целым бизнесом, организованным для нелегальных перевозок мигрантов. Однако контрабандисты пользуются поддержкой международных преступных синдикатов, для которых нет границ.
В береговой охране Ливии считают, что контрабандисты сотрудничают с итальянской организованной преступностью.
Автор книги "Признания работорговца" Джампаоло Мущеми провел два года, путешествуя по свету с теми, кто помогает перевозить людей через границы. Один из его источников – египетский контрабандист, который организовал в Ливии целую сеть перевозок, действующую вот уже 15 лет. Он настаивает на том, что в его интересах было создать для мигрантов безопасные условия.
Пути, которые преодолевают мигранты по дороге в Европ
"Я не хочу, чтобы мои клиенты умерли, потому что моя работа зависит от моей репутации. В начале своей карьеры я активно искал клиентов. Теперь, когда я большой контрабандист, люди приходят ко мне сами, потому что я даю им гарантии безопасности", - приводит Мущеми слова своего источника.
Бизнес явно процветает. В этом году в Европу удалось приехать рекордным 35 тысячам мигрантов. По оценке Мущеми, оборот от перевозок через Средиземное море должен составлять 300-600 млн евро в год. Эта цифра привлекает любителей лёгкой наживы.
"В Ливии слишком много клиентов, и у них не остается иного выбора, кроме как довериться контрабандистам. Поэтому перевозчики могут снизить качество сервиса. Им незачем заботиться о своей репутации. Это всего лишь вопрос рынка: если есть спрос, ты можешь делать что угодно", - говорит Мущеми.
Если ты не лезешь в лодку – в тебя стреляют
Ливия привлекает трудовых мигрантов со всей Африки с 1980-х годов. Однако их роль за это время изменилась.
По оценке Frontex - Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Европейского Союза – прежние мигранты теперь становятся "вербовщиками, которые связывают подконтрольные Ливии преступные сообщества и людей, задумывающихся об эмиграции".
Оказавшись на территории Ливии, мигранты передают свои деньги и паспорта перевозчикам, фактически отдавая себя в их распоряжение.
Али из Гамбии заставили сесть в ненадежную лодку.
"Человек из Ливии соврал нам, - сказал Али Би-би-си. – Он сказал, что это будет большая лодка. Каждый из нас заплатил по тысяче динаров (728 долларов). Когда мы добрались до судна, он под прицелом заставил нас сесть на лодку: если не сядешь – тебя застрелят. Так что пришлось сесть на это судно".
Ливийские власти редко вмешиваются в дела нелегальных перевозчиков. В Триполи представители береговой охраны заявили Би-би-си, что они не могут справиться с количеством перевозок и предпринимают какие-либо действия, только когда лодкам угрожает явная опасность.
Нелегальные мигранты, спасенные после крушения судна, прибыли в итальянский порт Катания
Большая часть Ливии не подчиняется властям страны; считается, что местное ополчение активно сотрудничает с контрабандистами.
Газета Repubblica опубликовала выдержки из телефонных переговоров между перевозчиками в Триполи, которые перехватила итальянская полиция. Выходец из Эритреи Меред Медхани говорит другому контрабандисту, что он отправил к берегам Италии 8000 мигрантов. Ему приписывают следующую реплику: "Я всегда гружу судно под завязку, но это ведь они сами [мигранты] хотят уплыть отсюда как можно скорее".
Дельцы
По словам Мущеми, думать про контрабандистов как о простых рыбаках или мореходах – большая ошибка.
"Это бизнесмены, - говорит он. – Они умные. Думайте о контрабандистах как о людях, которые никогда не спят и 24 часа в день думают о том, как проникнуть в Европу. Они читают газеты, изучают европейские законы, следят за тем, что делает Frontex – скорее всего, они прочитают и этот текст".
Отчаяние мигрантов, помноженное на доходы контрабандистов, делают эту проблему трудноразрешимой, считает Мущеми.
"Один перевозчик, с которым мы встретились в итальянской тюрьме, сказал нам: "Вы нас никогда не остановите. Вы не можете остановить мигрантов", - продолжает эксперт. – Когда правительство закрывает легальные пути, бизнес становится лишь прибыльнее, потому что каждое путешествие становится всё более длинным и более опасным. Вы не можете остановить это. Вы можете только попытаться это регулировать".
http://www.bbc.co.uk/russian/international...