Нефтехранилища в США заполнены почти полностью — упадут ли котировки?
В США накоплено столько нефти, что вскоре ее будет просто негде хранить. Вследствие этого в ближайшие месяцы цены на нефть и моторное топливо могут упасть еще сильнее.
За последние семь недель США ежедневно добывали и импортировали в среднем на 1 млн баррелей больше, чем потребляли. Избыточная нефть поступает в хранилища, главное из которых находится в Кушинге — основном торговом узле нефтяной отрасли страны. На прошлой неделе Министерство энергетики сообщило, что складские запасы нефти не были больше как минимум 80 лет.
Глава аналитической группы по сырьевому рынку Citibank Эд Морзе на недавнем симпозиуме, организованном Советом по международным отношениям в Нью-Йорке, отметил, что в США складские емкости заполнены почти полностью.
Он считает, что баррель нефти может подешеветь с $50 до $20. В этом случае нефтяные компании столкнутся со стремительно возрастающими убытками и остановят добычу до тех пор, пока не исчезнет избыточное предложение. Подешевеет и моторное топливо; правда, резкого падения может не произойти благодаря снижению производства на НПЗ из-за сезонных факторов и неожиданных перебоев в работе.
Другие аналитики тоже предвидят резкое падение котировок нефти (пусть и не до $20 за баррель), поскольку нефть продолжает поступать в хранилища. Причин несколько.
Добыча в США продолжает расти. Компании сокращают планы бурения новых скважин, но это снизит предложение нефти лишь через некоторое время.
Нефть с новых скважин — легкая и низкосернистая, а большинство американских НПЗ не рассчитаны на переработку такого сырья. Продавать его за рубеж нельзя: экспорт нефти запрещен федеральным законодательством.
Импорт нефти в США продолжается: во-первых, сказываются экономические трудности в других странах, а во-вторых, надо загружать НПЗ, перерабатывающие тяжелую высокосернистую нефть.
В это время года спрос на моторное топливо ниже всего, поэтому НПЗ обычно сокращают или останавливают производство для проведения технических работ. В результате увеличиваются складские запасы нефти.
Инвесторам, работающим с нефтью, выгодно покупать ее и держать в хранилищах, выигрывая от разницы между текущей и фьючерсной ценой с поставкой через много месяцев. Сегодня можно купить топливо по $50 за баррель и заключить контракт на поставку в декабре по $59 за баррель. Эта стратегия прибыльна даже с учетом платы за хранение нефти до декабря.
Главный пункт доставки нефти, сделки с которой совершаются в США, — Кушинг. В этом городе с населением около 8 тыс. человек, расположенном между Оклахома-Сити и Талсой, сходятся несколько магистральных нефтепроводов трубопроводов. По данным Министерства энергетики, совокупный объем хранилищ в Кушинге составляет 85 млн баррелей, но ряд резервуаров используется не для хранения нефти, а для приготовления смеси и обеспечения работы трубопроводов.
Компания Genscape, поставляющая информацию о состоянии сырьевого рынка, два раза в неделю исследует Кушинг с вертолетов, оснащенных инфракрасными камерами и другими приспособлениями для измерения уровня нефти в хранилищах. По ее оценке, терминалы в Кушинге заполнены на две трети.
Эксперт Genscape Хилари Стивенсон, которая отвечает за мониторинг складских запасов и объемов транспортировки и переработки нефти, полагает, что хранилища в Кушинге полностью заполнятся к середине апреля. Она утверждает, что поставки в Кушинг растут с невиданной скоростью.
Переполнения хранилищ и падение котировок нефти до чрезвычайно низкого уровня может и не произойти: в Кушинге строятся новые терминалы, а помимо них большие хранилища есть в районе Хьюстона, в Сент-Джеймсе и других местах. Возможно, они начнут принимать больше нефти, поскольку цены снизились достаточно, чтобы покрыть расходы на транспортировку.
Кроме того, нефтяники быстро сокращают объемы бурения: в прошлом июне баррель стоил $107, а сейчас вдвое меньше. Есть признаки того, что спрос начинает повышаться.
По данным Министерства энергетики, за последнее время складские запасы нефти вновь резко выросли — на 8,4 млн баррелей, а цены на бензин и дизельное топливо упали сильнее, чем ожидалось. Ввиду этого некоторые эксперты считают, что спрос на нефть вскоре начнет расти, несколько ослабляя проблему перенасыщения рынка.
Однако многие аналитики говорят, что котировки нефти будут снижаться всю весну, и только с началом лета начнут восстанавливаться под влиянием сезонных факторов.