В одной из школ Бруклина ученикам запретили упоминать Рождество и Санта-Клауса, а рождественские каникулы они теперь будут называть «зимними праздниками». И, конечно, никакой елки. «Сноб» рассказывает, кто и как пытался запретить новогоднюю рождественскую ель с начала прошлого века до наших дней
- Иллюстрация: Bridgemanart/Fotodom
Никакой елки в Белом доме
В 1902 году незадолго до Рождества газета The Sun сообщила, что президент Теодор Рузвельт и его семья встретят Рождество в Белом доме, обменяются подарками, но не будут ставить рождественскую елку. Одни говорили, что это решение жены Рузвельта, которая стремилась к простоте и минимализму. Другие считали, что так президент хочет подать хороший пример своим гражданам. Ведь Теодор Рузвельт на своем президентском посту активно боролся не только за социальное равенство, но и за окружающую среду. Он был любителем природы и даже ездил в научную экспедицию в Бразилию.
Рождественские елки и раньше появлялись в Белом доме далеко не каждый год — например, президент Линкольн всегда обходился без елки, и никто не обращал на это особенного внимания. Но крестовый поход Рузвельта против рождественской традиции оброс легендами благодаря сыновьям президента. Восьмилетний Арчи и пятилетний Квентин никак не могли смириться с тем, что елки не будет, и поэтому протащили ее в Белый дом тайком. После праздника, 26 декабря, удивленный Рузвельт написал своему приятелю такое письмо:
Вчера утром в четверть седьмого дети, уже одетые, начали стучаться в нашу дверь — у нас над камином висели рождественские чулки, набитые подарками. Мы с женой встали, разожгли камин, закрыли окно и открыли дверь — приготовились поздравлять детей. Но сначала нас самих ждал сюрприз — оказывается, Арчи подговорил плотника, который работает в Белом доме, и они протащили в здание крохотную елку, поставили ее в уборной и нарядили. Арчи повесил на ее ветки подарки для каждого из нас, даже для собаки, кота и пони, на котором Арчи катается.
Рузвельт, хоть и был тронут такой заботой, пригласил в Белый дом своего знакомого специалиста по природным ресурсам Гиффорда Пинчота, чтобы он, как эксперт, рассказал мальчикам, почему не стоит рубить деревья. Но тот неожиданно встал на сторону детей: он сказал, что периодически ели все-таки нужно срубать, чтобы другим доставалось больше света и они лучше росли. Правда, президента это не убедило. Через год The Sun сообщила, что на Рождество дети Рузвельта поедут в гости к родственникам, которые наряжают у себя дома елку. А вот уже в 1906 году елку все-таки поставили. Кто переубедил президента — неизвестно, но 25 декабря, наутро после Рождества, газета The Washington Herald вышла с заголовком «Дети наполнили Белый дом весельем», а в тексте пояснялось, что на этот раз в здании стоит большая елка.
Елка и немцы-предатели
Если Рузвельт запрещал ставить елку только в Белом доме, то в России ее пытались запретить по всей стране. Первая попытка избавиться от рождественской традиции была предпринята еще до революции — во время Первой мировой войны. По всему миру тогда шел поиск народов-предателей, и в Российской империи началась довольно мощная антинемецкая кампания.
«Нам, русским, необходимо начинать систематическую борьбу, которая выразилась бы в том, что мы будем вытеснять и удалять одного за другим принявших русское подданство немцев, а в особенности тех из них, которые стоят во главе какого-либо общества или предприятия», — писал в 1916 году почвовед Митрофан Белавенец в брошюре «Немец во главе городских предприятий», входившей в серию «Борьба с немецким засильем». В это время в России проживало примерно 1 790 489 человек, которые называли своим родным языком немецкий — примерно 1,4% населения. Многие из них вели бизнес, и им пришлось срочно продавать фирмы или передавать их в управление русским партнерам. В 1914 году власти некоторых губерний запретили выпускать немецкоязычные газеты и говорить на немецком языке в общественных местах. 10 октября после молебна на Красной площади патриотически настроенная молодежь устроила в Москве погром: с криками «Долой немцев!» толпа врывалась в магазины, принадлежащие людям с немецкими фамилиями, била витрины и устраивала беспорядок.
Именно тогда новогоднюю елку объявили «вражеской немецкой затеей» и стали запрещать в некоторых учреждениях. «Петроградский училищный совет воспретил во всех церковных школах устраивать елки, т. к. обычай елок перенесен к нам от немцев», — писала в 1914 году газета «Московская копейка». Когда в 2015 году немецкие военнопленные в саратовском госпитале устроили новогодний праздник с традиционной елкой, в прессе это назвали «вопиющим фактом». В 1916 году Священный синод и вовсе запретил установку елок по всей стране. Правда, на этот запрет мало кто обратил внимание: даже солдаты, которые воевали против Германии, ставили елки на позициях. «Прием, который мы встретили у наших героев, не поддается передаче, — писала одна из артисток Мариинского театра после посещения фронта. — Нам пришлось также присутствовать и принимать участие на позиционной рождественской елке».
Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов
Вопреки расхожему мнению, после революции елки не запрещали — наоборот, Владимир Ильич Ленин их очень любил. Тем более что немецкий пролетариат по определению не мог быть врагом советской власти. Правда, многие соратники Ленина пытались объявить елку «буржуазным предрассудком», но спорить с вождем не могли, а он лично устраивал детские елки в Сокольниках. В 1919 году, когда он ехал на праздник, на его машину напали бандиты — не узнав Ленина, они его ограбили. Но даже несмотря на это он доехал до елки и как ни в чем не бывало водил на ней хороводы с детьми.
Уже после смерти Ленина, в 1927 году, в Советском Союзе начали бороться с елками в рамках антирелигиозной кампании. «Рождественская елка — это фетиш. Выбросив иконы за окно, мы прячем бога за елку. С этим позорным явлением необходимо кончать. Конечно, нет и не должно быть места ни елке, ни рождественским подаркам», — писал журнал «Безбожник у станка» в заметке «Прочность рассудка».
Украшение елки в это время было преступлением, и по улицам ходили дежурные, которые заглядывали в окна — нет ли там наряженного дерева. В школах проводили «антирождественские вечера», на которых высмеивали церковь и ее служителей. Постепенно к антирелигиозной кампании присоединились и защитники леса. В 1931 году в ленинградском детском журнале «Чиж» напечатали стихотворение Александра Введенского:
Не позволим мы рубить
Молодую елку,
Не дадим леса губить,
Вырубать без толку.
Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов!
Мы с тобой — враги попам,
Рождества не надо нам.
Некоторые, однако, продолжали украшать елку к Рождеству, иногда даже воспитатели в детских садах осмеливались последовать дореволюционной традиции и устроить праздник для детей, но в таких случаях, как вспоминает писательница Ирина Токмакова, окна приходилось занавешивать пледами, чтобы никто не увидел.
Однажды в 1935 году в Москву приехала украинская делегация, и Сталин показывал гостям город. В автомобиле также был один из видных партийных деятелей Павел Постышев. По дороге он завел речь о возобновлении традиции: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка, — обратился он к вождю. — Мы это сейчас обсуждаем. А не вернуть ли детям елку?». И Сталин его поддержал: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы вас поддержим».
28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла заметка от имени Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!»:
В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки положить конец. В школах, детских домах, дворцах пионеров, детских клубах, кино и театрах — везде должна быть елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек
После этого в СМИ началась мощная кампания уже за возвращение елки, только теперь о Рождестве не упоминали — елка стала не рождественской, а новогодней. О том, что традиция когда-то была как-то связана с религией, старались не упоминать.
29 декабря газета «Правда» сообщила, что в парке «Сокольники» поставят большую елку, украшенную гирляндами и фонариками, а 30 декабря в газете появилась фотография огромной елки в «Детском мире». А уже в следующем году при Наркомпросе создали специальный Комитет по игрушке, который занимался подготовкой к Новому году, а в журнале «Мурзилка» напечатали новогодний рассказ о том, как Мурзилка изобретает прессованную елку для полярников на Северном полюсе.
Правда, Павел Постышев — человек, спасший новогоднюю традицию — в конце 30-х годов оказался троцкистом и вредителем, и 26 февраля 1939 года его расстреляли в Бутырской тюрьме. Но снова отменять елку никто не стал, и с тех пор каждый год елки наряжали по всей стране.
XXI век
Если в прежние времена новогоднюю елку запрещали редко, но эффективно, то сейчас действуют в основном локальные запреты, в основном связанные с религиозной толерантностью или традиционной несдержанностью депутатов.
2012 год, Дания. В городе Коккедале власти решили не ставить новогоднюю елку. «Решение было итогом голосования. Оно закончилось так, как закончилось. Я, например, не праздную Рождество, и я не собираюсь покупать елку», — сказал об этом Исмаил Местаси, один из представителей администрации города.
Из-за этого решения в датских СМИ начался настоящий скандал — особенно когда выяснилось, что незадолго до этого то же самое правительство, в котором на тот момент пятеро из девяти членов были мусульмане, выделило восемь тысяч евро на празднование Курбан-байрама. Против городской администрации выступило даже исламское сообщество города. «К нам поступают звонки с прямыми угрозами и оскорблениями, приписывающие нам ответственность за решение о запрете ставить елку. Я считаю, что администрация должна считаться с мнением немусульман. Если в городе есть хоть один представитель иной веры, который хочет отметить Рождество, власть должна пойти ему навстречу», — сказал представитель Исламского сообщества Имра Шах. В итоге елку все-таки купили на меценатские деньги.
Бельгия. В этом же году в Брюсселе вместо привычной новогодней елки поставили«абстрактную» — 24-метровую инсталляцию из зеленых светящихся кубов. Местные жители прозвали эту елку «аптекой» — она напомнила им светящийся крест, которым обычно обозначается вход в аптеку. Многие решили, что власти выбрали такую елку, чтобы не задеть религиозных чувств бельгийских мусульман.
«Для многих людей, которые не являются христианами, елка в этом месте выглядит оскорбительно», — сказала представительница Христианской демократической и фламандской партии Бьянка Дебатс. Но советник мэра Брюсселя по вопросам туризма Филипп Клоз объяснил, что таким образом власти хотели «модернизировать радость зимы», а мусульмане тут ни при чем. В Администрации бельгийских мусульман подтвердили, что не имеют никакого отношения к появлению светящейся инсталляции. «Мы знаем, что живем в стране с христианской культурой, нас не оскорбляет традиционная рождественская елка», — сказал Семсеттин Угурулу, глава Администрации бельгийских мусульман.
Жители Брюсселя разместили в интернете петицию против елки в стиле хай-тек, и ее подписали больше 11 тысяч человек. Но все-таки Рождество в 2012 году в столице Бельгии встретили с этой светящейся инсталляцией.
2013 год, Германия. В Кройцберге — одном из районов Берлина — запретили публично праздновать Рождество. Дело в том, что в этом районе города проживает больше всего мусульман, и, чтобы не задеть их религиозные чувства, христианам разрешили наряжать елку и устраивать праздник только у себя дома. Елки решили не устанавливать и в других районах, так что теперь в Берлине она может стоять только в центральном районе. Поводом к такому запрету стало шумное празднование Курбан-байрама незадолго до этого: в администрацию города поступило много жалоб от местных жителей, и власти решили запретить общественное празднование любых религиозных праздников, потому что было бы неполиткорректно запрещать только мусульманские праздники.
2014 год, Россия. 23 декабря мэр Калининграда Александр Ярошук заявил, что городские власти «не допустят» новогодних торжеств возле главной елки города. «Как раньше, 31-го числа, когда все собирались вокруг елки, мы этого делать не будем, допускать не будем. Нечего там ночью ходить... Это для некоторых был праздник, а для большинства всех служб — милиции, всех силовых структур — это серьезнейшее было испытание и напряжение сил и нервов», — объяснил он. Некоторые СМИ тут же сообщили, что «мэр Калининграда запретил встречать Новый год у городской елки». Но потом Ярошук сказал, что имел в виду вовсе не это. Он извинился перед жителями Калининграда и объяснил: «Уже третий год подряд Новый год мы будем праздновать на площади Победы 1 января днем». Дело в том, что городским властям пришлось перенести празднование на 1 января: 31 декабря на праздничный концерт приходит слишком мало людей, потому что большинство калининградцев отмечают Новый год дома.
2015 год, США. Руководство одной из бруклинских школ запретило ученикам упоминать Рождество — вместо этого теперь нужно говорить «зимние праздники». «Мы не можем упоминать Рождество и Санта-Клауса. Не должно быть ангелов. У нас даже не может быть звезды, потому что она может быть интерпретирована как религиозный символ, например звезда Давида», — пояснили в администрации школы. Дело в том, что 95% учеников там — выходцы из других стран, в том числе из Азии, и завуч школы Хосе Чапарро предложил «быть чувствительными к разнообразию семей, так как не все дети отмечают одни и те же праздники».
https://snob.ru/selected/entry/102474