"Прошлое, настоящее и будущее - одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу:
она не исчезает после того, как мы прошли по ней, и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом".
Роберто Бартини
14 мая 1897 года родился Роберто Бартини - выдающийся советский авиаконструктор, учёный и философ и вообще, фантастическая личность. Это имя хорошо знакомо всем, кто имеет отношение к авиации и космонавтике, но мало известно широкой публике, хотя Бартини был вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв считал его своим учителем. Сконструированные Бартини аппараты опережали своё время. Всего за свою жизнь Бартини создал 60 проектов самолётов, из которых в серийный выпуск пошёл только один и ещё четыре конструкции были построены в качестве опытных образцов. Однако их хватило для того, чтобы присвоить Бартини высшие награды СССР - орден Ленина, орден Октябрьской Революции.
Его биография, начиная с истории рождения, напоминает лихо закрученный роман. Он был внебрачным сыном вице-губернатора Фиуме (ныне город Риека в Хорватии), итальянского барона Лодовика Ороса ди Бартини. Ребёнок рос в семье садовника, но так понравился жене барона, что она уговорила взять мальчика на воспитание. Так и получилось, что Роберто усыновил его собственный отец. Мальчик оказался удивительно одарённым ребёнком. Он мог рисовать двумя руками одновременно, быстро научился читать и писать на шести европейских языках, сочинял стихи, играл на фортепьяно. В сентябре 1912 года Роберто впервые полетел на самолете русского летчика Харитона Славороссова, выступавшего со своим аттракционом в Южной Европе, а на шестнадцатилетие у Бартини появился собственный аэроплан, который ему подарил отец.
Молодость Роберта Бартини полна белых пятен и невероятных историй. Будучи лейтенантом австро-венгерской армии, он был приговорен к расстрелу за убийство старшего офицера, но попал в плен к русским в годы первой мировой войны во время Брусиловского прорыва и был отправлен на Дальний Восток. После возвращения из России в Италию Роберто, обучаясь в Миланском политехническом университете, увлекся идеями марксизма, вступил в Итальянскую коммунистическую партию, отказался после смерти отца от многомиллионного наследства и дома в Риме.
Фото Политехнический университет Милана. Фото: википедия
После установления в Италии фашистского режима Бартини был нелегально отправлен в СССР как авиационный инженер, превратившись из барона Роберто Ороса ди Бартини в авиационного конструктора Роберта Людвиговича. В Москве Бартини зачислили на работу на Научно-опытный аэродром на Ходынке лаборантом. Вскоре он стал экспертом технического бюро. Выглядел он всегда как римский аристократ - красавец в сером берете и с белым шарфом на шее, а на галстуке - необычная заколка с прозрачным камнем. Жил он первое время в Мерзляковском переулке.
Мерзляковский переулок
Оценив подготовку итальянского авиаинженера, начальство перевело его в Управление ВВС Черного моря. В Севастополе Бартини работал над созданием гидросамолётов. С 1930 года он - начальник конструкторского отдела НИИ ГВФ, главный конструктор.
В 1938 году он был арестован НКВД по обвинению в связях с врагом народа Тухачевским и в шпионаже в пользу Муссолини. Его приговорили к 10 годам лишения свободы и направили на работу в закрытое авиационное КБ, где он работал до 1947 года. В "шараге" он разработал проект сверхзвукового перехватчика Р-114 со стреловидным крылом. После окончания войны Бертини продолжил работать над крылом переменной стреловидности для сверхзвукового ракетоносца.
Среди его изобретений есть совершенно фантастические для того времени - самолёт-невидимка, пассажирский самолёт Сталь-7 с крылом "обратная чайка", в годы войны был разработан самолёт-бомбардировщик ЕР-2 . В Институте аэродинамики Новосибирского отделения Академии наук СССР он создал первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардироващик ВВ-14, который удалось построить.
Самолёт вертикально-взлетающая амфибия ВВА-14. Фото: википедия
В 1944-1946 годах Бартини выполнял рабочее проектирование и строительство транспортных самолетов. В последующие годы он вел разработку проекта сверхзвукового пассажирского самолета среднего веса на 70 мест и рассматривал вопрос организации пассажирских перевозок сверхзвуковым транспортом.
Разработки Бартини оказались настолько удачными, что были названы в его честь "крыло Бартини, "кольцо Бартини", "эффект Бартини", а Королёв считал, что без Бартини не полетел бы в космос спутник.
ВВА-14, Центральный музей ВВС, Монино, 1998.
Помимо авиации и физики, Бартини занимался космогонией и философией, разработал теорию шестимерного мира. В 1957 году он был полностью реабилитирован. И продолжал работать над проектами сверхзвуковых, противолодочных самолётов и множеством других проектов, которые по тем временам казались абсолютно фантастическими. В Москве Бартини жил в двухкомнатной квартире на Кутузовском проспекте.
Кутузовский проспект
Квартира была завалена горами книг, бумаг и чертежей. Его жена, сын и три внука жили отдельно - Бартини любил работать один. Обладая даром предвидения, о своей смерти он тоже знал заранее. Умер Роберт Людвигович Бартини 6 декабря 1974 года в Москве и был похоронен на Введенском кладбище. Накануне Бартини написал завещание, в котором просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года. Выполнить его последнюю волю не удалось, архив был уничтожен. Была найдена и автобиографическая повесть, заканчивающаяся словами: "Пройдут века… В серебряном тумане никто больше не помнит даже имя мое. Тогда я вернусь".
Р.Л. Бартини в своём кабинете
Бартини проповедовал одну истину: "Я посвящаю свою жизнь Стране Советов для того, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных". Эта фраза выбита на его могиле.