6 ноября на Российско-итальянском кинофестивале RIFF объявлен Днем памяти режиссера Этторе Скола. «Мы должны верить в чудеса. Особенно в те, что сотворены людьми», — сказал однажды классик итальянского кино.
Кинотеатр Сinema dei Piccolli на римской вилле Боргезе был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький в мире: здесь 63 места, а все здание занимает 71, 52 кв. метра. Именно там за год до смерти классика итальянского кино Этторе Скола (19 января этого года) проходили съемки документального фильма о нем
«Смеясь и шутя. Портрет итальянского режиссера». Большую часть фильма занимает интервью Сколы со звездным телеведущим Пьерфранческо «Пифом» Дилиберто, которое прошло в этом самом кинотеатре. Место было выбрано идеально: разговор получился таким же камерным, личным, откровенным, как и фильмы Сколы. Он не очень любил давать интервью — предпочитал, чтобы за него говорили фильмы, — поэтому эта последняя возможность услышать живую речь классика бесценна. И, конечно, его смех. «Его всегда отличало желание смеяться несмотря ни на что. Он научил этому и нас», — объясняет Сильвия Скола название фильма, который сняла об отце вместе с сестрой Паолой.
Скола вырос в многодетной семье в кампанийском городке Тревико, где кино показывали два раза в год на главной площади — каждый показ был долгожданным праздником для всех, от детей до стариков. Отношение к кино как к чему-то сакральному, к тому, о чем можно много говорить, но лучше молчать, Скола пронес через всю жизнь. В фильме «Смеясь и шутя. Портрет итальянского режиссера», собранном из отрывков редких интервью, бэкстейджей, семейной хроники, раскрывается вся его необыкновенная режиссерская чуткость.
Через калейдоскоп архивных материалов видно, как Скола познакомился в журнале «Марк Аврелий» с Феллини, как рисовал меткие скетчи, как снимал первые фильмы и фильмы, ставшие вершинами кино 70-х. В Италии «Смеясь и шутя» уже был признан лучшим документальным фильмом года, теперь и у нас появилась возможность оценить его.
В рамках Дня памяти Этторе Сколы 6 ноября будут показаны также два его классических фильма — откровенная мелодрама
«Необычный день» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях, обладательница «Золотого Глобуса» 1978 года за лучший фильм на иностранном языке, премии «Сезар» и нескольких номинаций на «Оскар», и революционная для неореализма язвительная комедия
«Отвратительные, грязные, злые», завоевавшая в 1976 году приз за лучшую режиссуру в Каннах. Увидеть их — значит отдать дань памяти не только самому Сколе, но и всей классике итальянского кино.
http://ruspioner.ru/rp/single/25229/