В Международный день анимации, который ежегодно отмечается 28 октября, «Вокруг света» вспоминает шесть великих режиссеров-мультипликаторов, повлиявших на развитие анимации. Кроме Уолта Диснея, разумеется.
|
Шарль-Эмиль Рейно: демиург мультипликации
Ровно 125 лет назад, 28 октября 1892 года, в Париже был продемонстрирован первый анимационный фильм, или «светящиеся пантомимы», под названием «Бедный Пьеро». Создатель фильма, Шарль-Эмиль Рейно изобрел «оптический театр» благодаря праксиноскопу, с помощью которого и воспроизводились «пантомимы». Праксиноскоп представлял собой устройство из открытого цилиндра, в центре которого находилась зеркальная призма. Число сторон соответствовало количеству изображений-миниатюр.
Праксиноскоп, с помощью которого Рейно создавал первые анимационные фильмы
Позднее Рейно создал усовершенствованную версию своего устройства. Все картинки, которых было больше сотни, образовывали единый сюжет. Изобретатель наносил их на ленты и раскрашивал сам. Он впервые синхронизировал картинку и музыку, которую, кстати, сочинял для своих мультфильмов сам.
Лотта Райнигер: изящество силуэта
Немецкий режиссер анимационного кино Лотта Райнигер получила известность благодаря созданию силуэтных фильмов. Вдохновившись фильмами Жоржа Мельеса, волшебника от кинематографа, она начала осваивать технику силуэтного театра, которую потом применит в мультипликации. В 1919 году Райнигер создала свой первый анимационный фильм — «Орнамент влюбленного сердца».
Лотта Райнигер за работой
Райнигер — первый режиссер, снявший полнометражный мультипликационный фильм по сказке из «Тысячи и одной ночи», в этом она опередила Уолта Диснея. Лента называлась «История принца Ахмеда», также она известна под названием «Приключения принца Ахмеда».
Для фильма было вручную создано более ста тысяч кадров, и при воспроизведении 24 кадров в секунду хронометраж составил 66 минут. Силуэты вырезались ножницами из бумаги, укладывались на стекло, подсвеченное снизу, а потом фотографировались сверху.
В 1930-х годах Райнигер сняла три звуковых короткометражных силуэтных фильма: «Десять минут Моцарта», «Арлекин» и «Сисси». Позже она занималась анимацией для американского телевидения, британского канала BBC, канадской студии National Film Board of Canada. Также Райнигер занималась оформлением опер и спектаклей, книжной иллюстрацией.
Оскар Фишингер: отец спецэффектов
|
Главным вкладом в кинематограф Оскара Вильгельма Фишингера считается создание абстрактной музыкальной анимации.
Еще до появления компьютерной графики и даже звукового кино Фишингер стремился передать своим творчеством, что музыка существует в визуальном, а не только в аудиомире. Так, он создал «Оптическую поэму» для Второй венгерской рапсодии Ференца Листа. Как и Лотта Райнигер, Фишингер вырезал фигуры из бумаги и использовал покадровую съемку.
Фишингер известен и как создатель первых спецэффектов в кино. Для фильма «Женщина на Луне» режиссера Фрица Ланга, увидевшего свет в 1929 году, он создал анимацию, которая выглядела для начала 1930-х инновационно. Кстати, этот фильм — один из первых, в котором показано путешествие на Луну, так что без спецэффектов было точно не обойтись.
Когда к власти пришли нацисты, творчество Фишингера было объявлено дегенеративным, и мультипликатору пришлось уехать из родной страны в американский Голливуд.
Александр Алексеев: игольчатый экран
Русский художник-мультипликатор, эмигрировавший в 1920 году во Францию, Александр Алексеев — ученик небезызвестного Сергея Судейкина и известен тем, что первый в 1935 году изобрел технику игольчатого экрана.
Игольчатый экран — это вертикальная плоскость, через которую равномерно проходят длинные и тонкие иглы, которые при перемещении перпендикулярно плоскости экрана создают тени разной длины. При перемещении источника света и втягивании-вытягивании игл получается движущаяся картинка.
Алексеев, работавший преимущественно со своей женой Клер Паркер, считается основоположником французской экспериментальной мультипликации. Художник повлиял на таких мастеров, как Юрий Норштейн и Норман Макларен. Последний, в частности, впоследствии создал о своем вдохновителе два фильма.
Алексеев известен своими адаптациями произведений Н.В. Гоголя, наиболее удачные из которых «Ночь на Лысой горе» и «Нос», а также сотрудничеством с одним из известнейших режиссеров XX века Орсоном Уэллсом. Так, Алексеев создавал графические сцены для фильма Уэллса «Процесс», снятого по мотивам одноименного романа Франца Кафки.
Александр Петров: пронзительная анимация
Александр Петров — мастер, которого знают даже те, кто никогда всерьез не интересовался мультипликацией: в 2000 году его лента «Старик и море» по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя получил «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм». Это был первый в истории мультипликационный фильм, снятый для показа в формате IMAX.
Петров — ученик Ивана Иванова-Вано, одного из основателей советской школы мультипликации — работает в технике «ожившей живописи». Это технология создания мультфильмов при нанесении медленно сохнущей масляной краски на стеклянную поверхность. Она была изобретена канадским режиссером-мультипликатором Кэролайн Лиф, однако Петров довел ее метод до совершенства. Его способ нанесения краски называется пальцевым — Петров использует кисточки лишь в крайних случаях.
Помимо прогремевшего на весь мир «Старика и моря», у мастера есть меланхоличная работа «Корова» по мотивам одноименного рассказа Андрея Платонова, пронзительные и очень эмоциональные «Русалка» и «Сон смешного человека» (последняя — по произведению Ф.М. Достоевского), трогательная «Моя любовь», основанная на романе Ивана Шмелева «История любовная». За «Мою любовь» Петров также был номинирован на «Оскар» в 2008 году.
Александр Татарский: пластилиновый мир
Именно этот человек был создателем первой частной анимационной студии в России, называлась она «Пилот». Александр Татарский — один из ключевых деятелей в сфере анимационного фильма в нашей стране в 1990-е годы. И хотя бы одну его работу вы наверняка видели и знаете — это заставка для передачи «Спокойной ночи, малыши!», которая была внесена в Книгу рекордов Гиннесса по числу выходов в эфир.
Александр Татарский — создатель мультфильма «Пластилиновая ворона», вышедшего на экраны в 1981 году. Он полностью перевернул представления об анимации. И хотя термин claymotion (англ. «пластилиновая анимация») был запатентован раньше, чем Татарский начал создавать свои шедевры, именно этот режиссер стал первопроходцем техники в России. Сюжет «Вороны» объединяет три адаптированных стихотворения: «О картинах» Александра Кушнера, «Игра» Овсея Дриза и «А может, а может…» Эдуарда Успенского. Позже Татарский создал картину «Падал прошлогодний снег», увидевшую свет в 1983 году. Это история про мужичка, который отправился на поиски елки. И конечно, Татарский — автор легендарных Колобков братьев Пилотов, из легендарного «Следствие ведут Колобки» 1987 года.
Мультфильмы Татарского отличаются абсурдностью, тонким юмором, афористичностью, постоянными метаморфозами, которые происходят с героями: ни одна пластилиновая деталь у режиссера не остается статичной, все видоизменяется с развитием сюжета, что делает творчество Татарского зрелищным и захватывающим.
Фото: commons.wikimedia.org, Science & Society Picture Library / Contributor / Getty Images, ullstein bild Dtl. / Contributor / Getty Images, ullstein bild Dtl. / Contributor / Getty Images, ru.wikipedia.org
http://www.vokrugsveta.ru/article/280762/