Кажется, что в нашей стране каждый второй фотограф, мы смеёмся над новичками, жаждущими славы и не принимающие критику, мы смеёмся над молодожёнами, желающими выразительно обнять дуло танка в местном парке, делимся картинками с монструозными фотошопленными лебедями и восседающими на них невестой и женихом. Мы считаем, что русский фотограф - это почти синоним бездарного бездельника.
Меня зовут Наталья Дуплинская duplinskaya, я профессиональный фотограф, снимала клиентов в 20 странах, месяц работала в фотостудии Хиросимы, и сегодня на вахте у Олега я расскажу о том, как, исходя из моего опыта общения, работают зарубежные коллеги. Может быть не всё так плохо с русскими творцами? Или есть чему поучиться у Запада?
Когда в России при знакомстве я говорю о том, что работаю фотографом, то обычно я вижу на лицах собеседников некий скепсис. Им кажется, что я просто неудачница, занимаюсь какой-то беготнёй и разве можно этим заработать? Наверно просто из меня не получился менеджер или юрист. Да и вообще, вы видели пожилого фотографа в ЗАГСе? И я сама понимаю, что в 60 лет меня вряд ли наймёт какая-нибудь русская пара для съёмки свадьбы, какой бы титулованной и талантливой я не была. В России фотография - это хобби с низким порогом вхождения на рынок и огромным желанием отбить любой ценой хотя бы стоимость камеры и линз.
За рубежом нет такого, что вчера ты купил фотоаппарат, сегодня потренировался на кошке и бабушкиной бегонии, и завтра ты уже снимаешь свадьбы. В Европе ты должен, помимо покупки аппаратуры, хотя бы окончить фотошколу или институт, сделать визитки и сайт, купить легальный софт, заплатить налоги, а лучше создать свою фотостудию. И порог вхождения в эту профессию становится очень высоким.
Плюс в том, что клиенты считают тебя профессионалом, какого бы радиуса кривизны не были твои руки и каким бы примитивизмом не пахли твои фотографии. Они искренне восхищаются удачным снимкам, они платят тебе твою цену, заходят на профильные и конкурсные сайты в поисках лучших из лучших, и они приглашают поработать, не взирая на возраст фотографа. Моему боссу в японской студии было 60 лет, в Италии я видела двух седобородых и элегантно одетых фотографов, снимавших венчание. Имя работает на тебя всю жизнь и становится брендом.
Но это порождает другую проблему - конкурентность. Естественно, в других странах она ниже, особенно это касается островов. Где низкая конкурентность, там лень и нежелание расти, потому что клиент должен брать то, что есть. И средний уровень фотографов намного хуже, чем у российских коллег. Весьма недурственно, если фотограф умеет сделать так - красные розы в руках черно-белых молодоженов (да-да, мы тоже в глубокой-глубокой провинции это делаем). Ретушь? Ну если только пройтись кистью в спецпрограмме и с прыщами убрать и морщины. Японские старушки очень радуются своему омоложению, их реально не волнует, что на фото не те лица. Сделать что-то сложнее? Это уже к профессионалам, которым надо платить деньги за ретушь.
Когда я работала в Японии, то была Наташей-сан-мэджик. Потому что несколько раз я спасала честь фотостудии. У одной клиентки, которой наклеили ресницы в два слоя, отвалилась ресница и повисла, этого никто не заметил во время съемки и дальнейшего отбора. Ресницу увидели, когда принесли фотографии на отдачу клиенту. Они не знали, как исправить ситуацию, пока я не попросила исходник и не переставила в Фотошопе глаза. Я чувствовала себя львом Бонифацием, показывающим детям фокус, меня реально приветствовали овациями и кричали: "Мэджик! Мэджик!"
Ещё однажды моему боссу пришлось фотографировать группу гостей на свадьбе, которой надо было стать непременно напротив этого важного храма, где тень проходила на половину гостей. Босс не смог "дотянуться" вспышкой, и понял, что надо готовиться к харакири, тем более, что снимал он только в JPG, потому что не знал, как работать с сырыми кадрами. Для начала я убедила его снимать в RAW-a формате, а потом в фотошопе вытянула этот кадр. Ещё я показывала, где меняется баланс белого, и потом меня отругали, потому что босс забыл, где находятся настройки.
Кстати, честь японской студии - это не громкие слова. Мне рассказали про случай, когда были ещё плёночные времена, и при печати перепутали стороны плёнки, то есть напечатали свадьбу в зеркальном отображении, не обратили на это внимание и отдали клиенту. "Ну подумаешь! Ошиблись немного!" - скажем мы. У японцев же на свадьбу традиция надевать кимоно, у живых людей оно запахивается слева направо, справа налево запахивают на мёртвом человеке при погребении. На "зеркальном" снимке все люди оказались в роли мертвецов. И студия полным составом, включая начальников, на коленях ползало (и это тоже не фигуральное выражение) перед клиентами и сгибалось в поклонах. Естественно, вернули деньги, компенсировали подарками.
Во всех странах, где палящее солнце, снимают со вспышкой в лоб и отдают снимки через пару дней со всеми вашими лоснящимися щеками и лбами. Мой японский босс был очень удивлен тем, что можно работать без вспышки. Хммм, снимать против солнца или в тени? Гениально! Снимать с уровня травы? А зачем ты сделала этот кадр? Ведь его не купят? Клиент заказал всего 20 кадров со съемки, и не нуждается в художествах. Поэтому делаются только стандартные позы в стандартных точках. Ещё при студии работает визажист, стилист и прокат костюмов. Одно и то же платье можно увидеть на десятках невест. Мой босс фотографирует лет 30 каждый день в одном и том же маленьком японском саду, на фотографиях менются только лица, и то трудно различить. Впрочем, это волновало только меня, как и многое другое.
Обычно я всегда ношу с собой матирующую пудру (мне же легче обрабатывать в фотошопе без сияющих лиц), и долго не могла объяснить японскому визажисту, чтобы мне её принесли. Когда же она оказалась у меня в руках, я кистью быстро и с улыбкой провела по лицам жениха и невесты, и продолжила снимать. После оказалось, что я очень, очень дерзкий фотограф, потому что надо было подойти к клиентам со сложными подскоками, напудрить собственную руку и, глядя на неё, медленно говорить о том, как волшебно смотрится эта пудра, как матирует, как прозрачна и душиста, и только после этой презентации и согласия клиента непременно это испробовать на себе, обмахнуть его драгоценное лицо. Предварительно в поклоне извинившись за то, что подумал о каком-то клиентском несовершенстве.
Но в Японии вообще отдельное отношение к клиентам и к жизни. При клиенте нельзя пить чай или кофе, только если он сам предложит к нему присоединиться. Желательно не чихать, не сморкаться, не кашлять, это очень оскорбительно, поэтому все японцы просто шмыгают носом, не переставая. На съемке надо быть в костюме, с аккуратной прической на голове, этот дресс-код касается всего персонала, никаких открытых рук, коленей, декольте, красных маникюров и сильных мейкапов. У меня не было костюма для съемки венчания на священном острове Мияджима, и мне пришлось взять огромную мужскую "двойку" из проката. Ещё я в то время заболела бронхитом, и всё время кашляла и чихала. А на венчании всем гостям и молодоженам раздавали чай, я к той минуте совсем осипла и вежливо попросила простой горячей воды. Но мне любезно предложили пиалу чая, который я глотнула и тут же от изумления выплюнула обратно. Мне показалось, что кто-то случайно заварил чай в кастрюле, где солили рыбу. Или в мисо-супе. Оказалось, что это особый свадебный чай, выращенных на морских водорослях. Мне пришлось снова извиняться за такое оскорбительное поведение. Босс был так же удивлён, что я, по русской привычке, снимала много деталей. За эти фотографии клиент не заплатил, в пакет услуг входило всего 100 штук! На что я ответила: "Это мой подарок им!"
А в Европе вы можете заплатить только за съемку свадьбы, не за фотографии(!). А потом уже вы будете выкупать фотографии разного размера, для интернета - одна цена, для печати 10х15 - другая (печатает фотограф), за скачивание - третья, за исходники - четвёртая, и ещё эти фотографии могут купить все оставшиеся родственники. И заработать еще на ретуши. Затем можно продать альбом. И фото на холсте. И магнитики. И кружки с портретами молодоженов.
И русские клиенты, играющие свадьбу за рубежом, стали выписывать себе русских фотографов. Наш клиент не поймет, как это выкупать фотографии разных размеров? Или почему у меня руки везде толстые, где фотошоп? Где цветокоррекция? Где слайдшоу? Почему мы стоим в таких позах, а у меня спущена лямка платья, где были ваши глаза, выжфотограф?! И русские фотографы вынуждены работать за троих, а то и четверых профессионалов, и всё время расти в своем мастерстве.
На Кубе зарплата простых граждан примерно 20 долларов в месяц, у местных фотографов при отеле может быть 50-100 долларов, это огромные деньги для кубинца, а русские брали по 500-1000 долларов! Да, качество выше, да, аппаратура не псевдозеркалка, да, потом делается ретушь, но всё же! Не удивительно, что тайские или кубинские коллеги стали обижаться и закладывать "нелегалов", тайком документируя их работу. Было несколько депортаций прямо по прилету в кубинский аэропорт, а в Тайланде посадили группу русских ребят, которые вообще приехали на мастер-класс и тренировались на пляже в съёмке модели.
Но что удивительно, иностранные фотографы никогда не скажут своему коллеге о том, что у него нарушена композиция, жуткие цвета, да и вообще, кто ты такой, руки тебе оторвать и выбросить. Критика очень доброжелательная. Но зато, мы бы не росли без этого прилюдного окунания в чан желчи. Я знаю, что русские фотографы - одни из лучших в мире, и меня никто не переубедит в обратном.