Альберто Сорди был выдающимся представителем итальянской комедии, вошедшим в историю мирового кино. В своих бесчисленных ролях он в совершенстве воплотил образ типичного итальянца со всеми его недостатками, но обладающего добрым сердцем и умеющего мечтать. Актер стал настоящим символом Рима, «восьмым царем», как в шутку его называли, а самый лучший подарок он получил на свое 80-летие, когда ему было позволено на один день стать мэром итальянской столицы.
Сорди родился в Риме 15 июня 1920 года. Его детство прошло в старинном ремесленном квартале Трастевере, описанном поэтом Джузеппе Джоакино Белли, другом Гоголя. Отец актера был музыкантом, преподавал и играл на тубе в оркестре Римской оперы, и сам Альберто уже в начальных классах начал выступать в любительских спектаклях для своих сверстников, а однажды в церкви Санта Мария-ин-Трастевере, где был служкой, по-детски «перепутал» один из алтарей со сценой, за что получил нагоняй от настоятеля. «С тех пор я мечтал поскорее вырасти и стать актером», - вспоминал он.
Тем не менее, путь к искусству Альберто Сорди не был усыпан розами.
Он учился пению (у него был бас) и недолго выступал в опере. Затем он отправился в Милан постигать актерское мастерство в Театральной академии, но его выгнали из-за слишком «римского» произношения.
В 1937 году он вернулся в Рим и устроился работать статистом на киностудии Чинечиттà. Позже ему поручили озвучивать роли, он работал на радио и в некоторых спектаклях выступал как танцор.
В кино Альберто Сорди начал с маленьких ролей. В начале 50-х он добивается первого успеха, снимаясь в фильмах Витторио Де Сика. Вскоре его ждет встреча с Федерико Феллини в картинах «Белый шейх» (1952) и «Маменькины сынки» (1953), и, наконец, в 1954 году Сорди снимается в фильме «Американец в Риме» режиссера Стено, воплотив тот тип среднего итальянца, который принесет ему удачу. Герой картины Нандо Мерикони – римлянин, который живет мечтой об Америке, подражая американскому образу жизни и постоянно попадая в нелепые ситуации.
На выставке в «Витториано» представлены кадры и фотографии из наиболее известных фильмов Альберто Сорди, газетные вырезки, сценические костюмы и личные вещи актера, которые сохраняет его сестра Аурелия.
При жизни Сорди был очень замкнутым человеком и мало кого впускал в свою личную жизнь. Известно, что в течение девяти лет его подругой была актриса Андреина Паньяни, умершая в 1981 году. Сорди так и не женился, и когда журналисты или друзья интересовались почему, шутливо отвечал: «Не хочу впускать в мой дом чужого человека».
Однако теперь, десять лет спустя, двери его роскошной виллы в центре Рима, хоть и виртуально, распахнулись для публики благодаря документальному фильму, который сделал актер, режиссер и друг Сорди Карло Вердоне. Мы можем увидеть кабинет актера, полный книг, картин и антиквариата, «парикмахерскую комнату» и даже домашний театр, где актер устраивал для друзей показ фильмов или выступал сам.
Однако, пожалуй, его самым большим и неоценимым даром Риму стало создание в 1992 году благотворительного фонда, призванного поддерживать научные исследования в области патологии пожилого возраста и создавать медицинские центры помощи пожилым людям.
Актер отдал принадлежавшую ему землю недалеко от Рима под строительство Центра здоровья пожилого человека, который открылся в 2002 году.
Альберто Сорди снялся почти в 200-х фильмах и 18 создал как режиссер. Среди его выдающихся работ достаточно вспомнить блестящий дуэт с Витторио Гассманом в фильме «Большая война» (1959) Марио Моничелли, где они играют солдат Первой мировой войны, которые любыми путями увиливают от сражений, но в конце концов погибают как герои. Другой выдающейся ролью Альберто Сорди в фильме Моничелли стал Онофрио дель Грилло («Маркиз дель Грилло», 1981) – о жизни маркиза, прославившегося в Риме своей экстравагантностью, за которой скрывалось презрение ко всякого рода условностям. Многие фразы из этого фильма стали летучими, как, например: «Когда шутишь, необходимо быть серьезным».
Памятны и другие персонажи актера в фильмах, затрагивающих социальные темы – журналист-партизан Сильвио Магноцци, не принимающий компромиссов, но вынужденный все-таки отказаться от своей мечты, чтобы завоевать расположение жены («Трудная жизнь» Дино Ризи, 1961), предприниматель, оказывающийся в безвыходной ситуации и решающий продать свой глаз, чтобы покрыть долги («Бум» Витторио Де Сика, 1963), врач, единственная цель которого разбогатеть любой ценой, не заботясь о больных («Залог успеха» Луиджи Зампа, 1968), или бизнесмен Туллио Конфорти, который разъехался с женой и имеет многочисленных любовниц, но выступает против развода по своим «религиозным убеждениям» («Простите, Вы за или против?» самого Альберто Сорди, 1966). Все эти фильмы по выходе на экраны вызвали ожесточенную полемику в итальянской прессе.
Последней актерской и режиссерской работой Альберто Сорди стал фильм «Нестор, последняя гонка» (1994), где актер сыграл роль старого кучера, который пытается спрятать свою старую лошадь, чтобы избежать того, что уготовала им судьба (пенсия для кучера, бойня для животного). Фильм стал душераздирающим портретом современного общества, которое хочет избавиться от тех, кто отслужил свое.
…Альберто Сорди умер в Риме 25 февраля 2003 года. На его отпевание в церкви Сан Джованни ин Латерано собрались 250 тысяч (!) человек.
Великий «Альбертоне», как называли его на родине, был любим за то, что не только веселил и развлекал людей, но и заставлял их задуматься.
Его именем в Италии названы улицы и школы (в эти дни улица в честь актера появилась и в Риме рядом с Домом кино). В центре итальянской столицы существует Галерея Альберто Сорди, в которой когда-то находился маленький театр, где он делал свои первые шаги в искусстве. Но в тот далекий февральский день, когда Рим лишился своего любимца, под траурный звон колоколов в небе парила надпись: «На этот раз ты нас заставил плакать».