Генуэзская крепость Кафа – историческое свидетельство многолетнего господства выходцев из Италии на территории древней Феодосии.
Посещение крепости свободное, на момент моего посещения за осмотр платы не брали. Посещение было в составе экскурсии. Те, кто захочет посетить эти места, советую сделать это самостоятельно или выбрать экскурсию, специально посвященную этой крепости. Наша обзорная, ничего толком посмотреть не дали и не рассказали.
Очень много интересного для любителей посещать такие места остается за бортом. Фактически половина объектов остается неохваченной для просмотра. Самостоятельное посещение будет более информационным, так как на территории проходит достаточно много экскурсий пристроившись к которым можно почерпнуть интересующую вас информацию.
«В VIII-IX веках эта земля была выкуплена у татарского хана генуэзцами, и здесь был основан новый город Кафа, который нередко именовали «Вторая Генуя». Построенная в XIV-XV веках, Кафа была одним из самых сильных укреплений генуэзцев в Европе. Площадь внутренней части крепости составляла 70 гектаров, а защищали ее две линии обороны. Кафа стала не только мощным оборонительным пунктом, но и крупным торговым портом.
Башня Криско. Строительство велось и завершилось одновременно с башней Святого Антония (1340 - 1348). Башня укрепляла среднюю часть восточной стены цитадели города Кафа. Генуэзцы назвали башню в честь Иисуса Христа, а нынешнее обиходное название является калькой с итальянского варианта имени Христа. Башня знаменита тем, что в 1381 году на ней были установлены вторые в Европе башенные часы (первые к тому времени уже были установлены в Генуе).
Через пролом в этой башне можно попасть внутрь.
Башня Климента. Построена как оборонительный узел южного угла цитадели г. Кафа. Строительство завершено в 1348 году; под её защитой находились главные ворота цитадели и калитка. При возведении башни генуэзцы дали ей имя Святого Антония, а на закладной плите выбили текст с упоминанием имени тогдашнего папы римского Климента VI (впоследствии канонизированного). В результате археологических изысканий имя с закладной плиты трансформировалось в современное название: башня Святого Климента.
Башни основной цитадели были построены в неприступном месте – на крутых обрывах Карантинного холма. До нынешних дней сохранилось более половины ее мощных стен из местного известняка. Стены протяженностью более 700 метров имели высоту 11 метром и толщину 2 метра. На защищенной территории размещались основные административные здания: суд, казначейство, дворец консула, церкви, торговые лавки.
Наружная линия обороны с более чем 30 башнями имела длину пять с половиной километров. С наружной стороны внешнюю крепостную стену надежно защищал глубокий ров, наполненный водой, - он до сих пор виден на городских улицах в старой части города. До наших дней сохранились немые свидетельства былой мощи: южная стена, включающая башню Климента и Криско, фрагмент западной стены, еще несколько башен, части ворот, мост и несколько церквей».
На сегодняшний день от былого могущества мало что осталось. Крепость, большую ее часть местные жители растащили на строительство своих домов и городских объектом. Рядом с крепостью и на ее территории находится частный сектор.
Экскурсии в эту часть крепости не поднимаются, я не видел, экскурсовод ждет внизу у входа в старый город. Это его остатки , вид со стены крепости.
Пройдя через центральные ворота, попадаем на территорию богатую церквями. «В окрестностях Феодосии жили многие народы: генуэзцы, армяне, греки, татары, турки, русские и украинцы. В Феодосии переплелись такие разные религии, как католицизм, мусульманство и православие. В XIV веке в долине рядом с крепостью на Карантинном холме начали строить храмы, число которых достигло одиннадцати. Феодосии была настоящая Святая долина. До наших дней в Феодосии сохранились только четыре церкви: святого Георгия, святого Иоанна Богослова, святого Иоанна Предтечи и святого Стефана. В советское время Карантин был объявлен историко-архитектурным заповедником. Во время турецкого владычества в городе Феодосии строятся мечети, рядом с которыми существуют храмы других конфессий. В XVII-XVIII веках Феодосия была центром Готско-Кефайской епархии».
Самый величественный, Православный храм во имя Иверской иконы Божей матери.
Когда был построен феодосийский храм во имя Иверской иконы Божией Матери, точно не известно. Одни датируют постройку VIII-X веком (в частности алтарную часть), другие говорят, что весь храм был построен в XIV веке. Скорее всего, храм был греческим, затем армянским, а потом (и это уже достоверно известно) в 1858 году был восстановлен и отреставрирован православной общиной под руководством русского священника Николая Трегубова, и освящен в честь Иверской иконы Божией Матери.
В храме служили до середины 1920-х годов (последним священником, служившим до закрытия храма, был Виноградов). Безбожная власть закрыла храм, в нем был устроен склад. В 1995 году, на основании указа президента Кучмы, храм был возвращен православным, в нем проведен ремонт, возобновлены богослужения.
В алтарной части храма сохранились уникальные каменные барельефы: на горнем месте — Спаситель, по обе стороны от Него — по 6 апостолов, всего 12 («Тайная вечеря» в камне). На абсидной части две фигуры, слева — Иоанн Креститель с агнцем в руке, справа — святитель Николай Чудотворец с Евангелием в руке.
Предание гласит, что в нашем храме, после своего возвращения из похода «за три моря», в 1472 году путешественник Афанасий Никитин отслужил благодарственный молебен в честь своего возвращения. Именно в Кафе он и написал свои знаменитые записки «Хождение за три моря». В Иверском храме в 1906 году венчался знаменитый русский художник Богаевский с Жозефиной Густавовной Дуранте.
Рядом с церковью находится старинное православное кладбище, где вместе со своими родственниками похоронен бывший градоначальник Феодосии, адъютант генералиссимуса Суворова, Христофор Афанасьевич Анастасьев; здесь же покоится вице-адмирал Штофреген, участник Синопского сражения и защиты Севастополя, и многие другие. К сожалению, их склепы, как и другие находившиеся на кладбище, были полностью разрушены большевиками.
Церковь Святого Димитрия Солунского (другое название — Святого Стефана) — памятник архитектуры 14 века в Феодосии (комплекс Генуэзской крепости).
Построена в 14 веке греческим обществом на территории городской цитадели. Возможно, позже принадлежала армянской церкви. Отреставрирована в 1955—1956 годах.
Одноапсидная прямоугольная в плане базилика, перекрыта коробовым сводом на подпружных арках. Отличается строгой архитектурой, простотой форм и скромными размерами (7х8 метров). Возведена из бутового камня, внешне не облицована. Вход — с запада. Портал входа профилирован тесаными камнями, над которым расположена стрельчатая ниша. Двускатная крыша покрыта черепицей.
Возле храма находятся Армянский фонтан 1491 года и скала-памятник открытые в 1913—1915 годах врачом К. Белиловским около минерального источника «Кафа».
В интерьере сохранились остатки фрески. В лучшем состоянии находятся росписи алтарьной апсиды: «Христос на троне» (фигура Христа, справа от которого стоит Иоанн Креститель, а слева — Богородица). «Евхаристия» (слева — Христос с чашей и шесть апостолов, справа — Христос с хлебом и шесть учеников). «Богородица с младенцем».
На западной стене — фрагменты «Страшного Суда». Сегодня живопись практически утрачена. Часть фресок содержит надписи на греческом языке, что позволило считать храм греческим.
Рабочий поселок.
«Церковь Георгия Победоносца
Церковь Георгия в Феодосии, относящаяся к комплексу строений Генуэзской крепости, является сооружением, характерным для армянской культовой архитектуры. Была воздвигнута в XIV веке и была частью православного монастыря, но с XIX века использовалась в качестве хранилища для архивных документов. Восстановлена в ходе реставрационных работ в 1968 году (в том числе и разрушенная западная стена храма)».
Остатки дороги.
Современный мост.
Проход к морю перегородила воинская часть.
Из более чем сорока башен крепости, до нашего дня сохранилось порядка четырех башен. Одна из них стала визиткой города. Башня Константина.
Выглядит она весьма внушительно даже сейчас, ее фото постоянно используются для производства рекламной и сувенирной продукции. В основе ее конструкции – прямоугольное основание, где толщина стен достигает 2 м.
Башня медленно, но уверенно разрушается.
Генуэзская крепость в Судаке здесь.