Особенности темперамента ребенка можно определить по его поведению сразу после рождения – к такому выводу пришли ученые из Биркбека (Лондонский университет), Лондонского столичного университета и Падуанского университета (Италия). Описание их работы опубликовано в журнале Scientific Reports.
Команда исследователей обнаружила связь между способностью новорожденного концентрировать внимание на показываемых ему изображениях и появлением у них поведенческих проблем в будущем – в возрасте 3–10 лет. В частности, речь идет о гиперактивности, трудностей во взаимоотношениях со сверстниками и синдроме дефицита внимания (СДВГ).
В ходе исследования ученые провели эксперимент с 180 новорожденными (1–4 дня), появившимися на свет в 2002–2012 годах: младенцам показывали ряд картинок с изображениями человеческих лиц и замеряли, сколько времени они останавливали внимание на каждой из них. Впоследствии, когда детям исполнилось по 3–10 лет, медики провели интервью с их родителями – последних попросили оценить темперамент и поведение детей с использованием стандартных психологических опросников.
«Мы обнаружили явную связь между тем, как новорожденные смотрели на картинки, и их поведением в будущем, в частности гиперактивностью, – говорит соавтор работы Анжелика Роналд из Центра мозга и когнитивного развития университета Биркбека. – Более продолжительная концентрация внимания на каждом визуальном стимуле связана с меньшим количеством проблем и меньшей импульсивностью и активностью в дальнейшем в детстве».
Ранее команда медиков обнаружила взаимосвязь между вниманием и будущими поведенческими проблемами у семимесячных детей. Аналогичный результат для новорожденных, говорит о том, что на гиперактивность ребенка не влияет среда, в которой он растет, считают ученые, – вероятно, проблемы с поведением связаны с генетической предрасположенностью или особенностями его внутриутробного развития. Исследователи надеются, что их работа позволит научиться максимально рано выявлять детей, у которых в дальнейшем могут возникнуть нарушения поведения, и найти способ коррекции этих нарушений.