-
Её называли «принцесса». Она, действительно, была не только принцессой моды, но и являлась таковой по крови. Потомок древнего русского аристократического рода, она получила мировую известность в эмиграции. Ирэн Голицына – так её называли во многих домах европейской моды. Ирина Борисовна Голицына – такого было полное русское имя нашей героини.
Она родилась сразу после революции, в смутное время, в 1918 году. Её отец – Борис Львович Голицын был кадровым офицером царской армии, и в Гражданскую войну оказался в войсках барона Врангеля. Мать – Нина Лазорева бежала с дочкой заграницу в 1920 году.
Детство Ирэн прошло в Риме. С юных лет девочку окружала артистическая и аристократическая публика. Частыми гостями дома были: Анна Павлова, князь Юсупов, дочь Льва Толстого – Татьяна Сухотина.
Получив замечательное домашнее образование, девушка решила стать дипломатом и поступила на факультет политических наук Римского университета. Однако серьёзной дипломатической карьере было не суждено состояться, хотя, возможно, то, чем занялась Ирэн в дальнейшем – стало ничуть не менее важным делом для объединения разных стран и культур.
История вхождения в моду была похожа на историю Золушки. Было приглашение на бал, была проблема с платьем. Точнее его отсутствие. Не было только Феи-крёстной. И 18-летняя девушка, которой очень хотелось танцевать, решилась пойти на бал в собственноручно созданном наряде. Говорят, платье имело успех. А Ирэн получила в награду любовь прекрасного принца под именем «Вдохновение». Сама Ирина Борисовна также называла себя Золушкой…
«Я записалась на курсы живописи и рисунка и предавалась мечтаниям над страницами журнала «Вог»", — писала она в своих воспоминаниях. Врождённый аристократический вкус и артистическое окружение позволяли ей создавать из своих фантазий утончённые наряды и подбирать элегантные аксессуары.
Профессиональная карьера в мире моды началась в небольшом ателье сестёр Фонтана. Сперва помощница, а вскоре уже модельер, Голицына принесла удачу и известность модному дому. Слава пошла сначала по Италии, а через два года перешагнула границы страны. Элегантные, изящные модели привлекли в модный дом избалованных звёзд Голливуда – Одри Хэпбёрн, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор и Аву Гарднер.
В 1959 году появилась первая самостоятельная коллекция Ирэн Голицыной, которая сразу принесла американскую премию и звание «Модельер года». Но настоящая слава пришла в 1963 году. По воспоминаниям, зал, где происходил показ коллекции, был настолько полон, что зрители сидели даже на ручках кресел.
Именно на этом показе была продемонстрирована новая оригинальная, но удобная модель одежды для женщин – пижама-палаццо (дворцовая пижама): шёлковая блузка без рукавов и довольно узкие брюки. Изначально это был домашний наряд самой Ирэн, но друзья уговорили показать его в коллекции. Неожиданно, это произвело фурор.
«Я придумала его исключительно для себя, – признавалась Голицына. – В то лето в Италии все ходили в костюмах Эмилио Пуччи. И мне казалось, что все, включая меня, одеты в одинаковую школьную форму. Поэтому, когда в одном спектакле на Бродвее я увидела великолепный сценический костюм из расшитых брюк и лёгкой туники, решила сделать себе такой же. Идея состояла в том, чтобы облагородить уже входившие в женский повседневный обиход брюки, придав наряду женственность и вместе с тем агрессивность». Эта модель послужила прообразом современного женского брючного костюма.
В дальнейшем Голицына часто была оригинальна: «Мне всегда нравились нововведения. Свои дефиле я открывала показом купальных костюмов, добавляя к ним странного вида халаты и головные уборы. Я никогда не завершала дефиле показом подвенечного платья, тем более что это был напрасный труд: ни одна женщина не захочет венчаться в платье, которое было публично показано«, — говорила она. Голицына экспериментировала не только с фасонами, но и с фактурой, с тканями. Яркие цвета, изящная вышивка, восточные мотивы – многое из этого вошли в моду, благодаря лёгкой руке принцессы Ирэн.
У Голицыной стали одеваться Лиз Тейлор, Жаклин Кеннеди, Софи Лорен, Клаудиа Кардинале, Мария Каллас, Моника Витти, Грета Гарбо, Майя Плисецкая. Среди её близких друзей были Онассис, семья Форд и Кеннеди.
Вот как вспоминала Голицына о своём знакомстве с Жаклин Кеннеди:
«В августе 1962 года Жаклин Кеннеди вместе со своими детьми Каролиной и Джоном-младшим отдыхала в Равелло на Вилле Эпископио, откуда открывался прекрасный вид на Неаполитанский залив и залив Салерно. Я сделала несколько платьев для Джеки для её поездки в Индию, первой в качестве жены президента. Она знала моё имя, посылала мне свои размеры, и я делала ей платья, не будучи с ней знакомой. Джеки нравились мои изделия, но её положение первой леди обязывало её одеваться в Америке. Её официальным портным был Олег Кассини.
Когда она приехала на лето в Равелло с сестрой и детьми, я была на Капри. Однажды мне позвонил Джанни Аньелли. «Ты ей делаешь платья, а она тебя даже не видела, – сказал он. – Тебе не кажется, что это абсурд? Джеки очень хочет познакомиться с тобой. Кроме того, она сгорает от желания приехать на Капри. Доставь мне удовольствие, организуй у себя вечеринку». Меня охватило беспокойство, и я ответила: «Послушай, Джанни, ты не хуже меня знаешь нравы на Капри. Едва Жаклин сойдёт на берег, здесь наступит конец света, и мы уже больше не сможем приезжать сюда». «Нет-нет, не беспокойся, – заверил меня он, – я знаю, что делаю, тем более что у неё есть охрана».
Он уговорил меня. Жаклин приехала на яхте Джанни. Он некоторое время ходил вдоль берега, пытаясь обмануть преследователей, которые каким-то образом узнали, что сама Жаклин Кеннеди должна высадиться на Капри. Всё же им удалось проскользнуть к причалу нашей виллы незамеченными, и все они появились перед нами в пляжных костюмах, держа одежду в руках. Я организовала ужин на террасе, которым Джеки осталась очень довольна».
Несмотря на то, что всю сознательную жизнь Голицына провела заграницей, она не утратила своих корней и прекрасно знала русский язык. Но приехала на родину только 1988 году с показом мод Москве. Грянула перестройка, и связи с Россией стали только укрепляться. В 1991 году она получила приглашение для участия в телемарафоне в Петербурге, организованном ЮНЕСКО. В следующем году посещает столицу, открывает выставку итальянского дизайна и выступает с лекцией о моде в Московском государственном университете.
Интересно, что во время этой поездки княгиню Голицыну привлекает творчество Игоря Чапурина. В 1997 году она приглашает его работать к себе. Результатом стала коллекция прет-а-порте, созданная Игорем для Дома моды Голицыной в 1997—1998 годах, которая принесла ему высшую награду Ассоциации Высокой моды — «Золотой манекен». Коллекция была проникнута ностальгией и историческим флёром. «Севастополь, ноябрь двадцатого» – это была дань тем людям, которых история и судьба вынудили покинуть родную землю. Она была посвящена Ирине Борисовне и всем русским эмигрантам первой волны.
via
FACEBOOK TWITTER GOOGLE+ TUMBLR POCKET