Николай Сергеевич Сядристый
Николай Сергеевич Сядристый (Микола Сядристий) (1 сентября 1937, с. Колесниковка Харьковской обл., Украина) — всемирно известный мастер микрониатюры, поэт, историк, политолог. Учился в Харьковском художественном училище. После окончания Харьковского сельскохозяйственного института им. В. В. Докучаева работал агрономом в Закарпатье (1960-1967), затем — инженером в институте системы Академии Наук Украины (1967-1974). Микроминиатюрой увлекся еще в студенческие годы, услышав сообщение об Армянском мастере Э.А. Тер-Казаряне, способном писать на человеческом волосе. На занятиях по биологии, в свободные минуты, он стал рассматривать волосинки под микроскопом, прикидывать, не подойдёт ли в качестве инструмента для гравировки микроскопических букв препараторная игла? Увы, эта игла по сравнению с волоском выглядела подобно бревну и никак не годилась в качестве резца. Пришлось изобретать специальный инструмент. Студент перепробовал многое и, наконец, остановился на микрорезце из острого кристалла абразива. Одна из первых его работ — новогоднее поздравление с 1960 годом — была выгравирована вдоль волоса, а слова «Миру — мир!» — уместились даже на его срезе (толщина волоса 90 микрон). Позже, когда появились мастерство и уверенность, Сядристый мог размещать на одном миллиметре до 50 микроскопических букв!
Для микроминиатюр использует самые разнообразные материалы: золото и платину, волос, фруктовые косточки, рисовое зерно, семена мака, иголки, паутинку. Каждая работа мастера уникальна, выполнена в своей оригинальной технике.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 21:53 — Владиславовна+20Что никто не был в этом музее в Киеве (Киево-Печорской Лавре)? Если не были очень рекомендую его посетить, мастер очень уникальный, как и его работы, которые надо смотреть под микроскопом. Нам говорили, что он их делает по ночам между биением сердца. Музей уникальнейший, рекомендую!!!
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:23 — Владиславовна+20Высказывания Сядристого
«У меня часто спрашивают: «Что нужно знать, чтобы выполнять сверхтонкие работы?» И я почти стандартно отвечаю: «Нужно иметь определенные познания и опыт в фотографии, композиции и пластике. Необходимо знать безупречно свойства всех материалов, которые приходится использовать в работе, а также хорошо владеть своим телом, чтобы выполнять между ударами сердца особенно тонкие движения руки, в которой находится тот или иной инструмент».
«У меня есть два секрета. Первый — это аналитический принцип мышления. Я сижу и думаю: как разместить в волосе цветок и почему это может не получиться? И чтобы что-то изучить, я обхожу знатоков, читаю литературу. Потом дохожу до того момента, когда чувствую, что мне никто ничего нового не скажет. Тогда я сажусь и начинаю делать работу».
«В основе всего лежит знание свойств материалов. Я знаю свойства материалов лучше, чем любой академик, потому что я наблюдаю под микроскопом, как он колется, как ломается, как относится к нагреву, стареет».
«Всего четыре вещи не находятся в моей коллекции, а принадлежат другим людям — двум королям и двум президентам. Их раздал в своих целях мой приятель, которому я подарил эти работы».
«Я считаю, Бог сидит в малом. Вот длительность жизни, все заболевания — все в малом. Природа упряталась в малое. Чтобы туда человек не залез, не начал дергать рычаги, выключать, мутировать себя, других, остальных. Все в малом. Поэтому я считаю себя художником XXI века. Но из XXI века я взял только микротехнологию, а базовая моя задача та же, что была и в классике, - это возвратить человека к первичному восхищению миром, которое мы переживаем в детстве. Потрясти человека наново. Вот, скажем, во Франции пришел на выставку Балладюр, и с ним тридцать масонов, и он говорит: «До вашей выставки я думал, что величие нации в великих стройках, а на самом деле оно кроется в малых произведениях».
«Мне не нужно много денег. Да и возиться со всем этим долго. Целенаправленное зарабатывание их отвлекало бы меня от самого главного увлечения в жизни — думать».
«Хочу найти честного человека в любой стране мира, который бы создал отдельный музей моих микроминиатюр. Я не хочу быть „в салате“. Мои работы — одухотворенная пыль, и восприниматься они должны отдельно».
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:22 — Владиславовна+20Н.С. Сядристый человек разносторонних интересов, его увлечения для души, самосовершенствования и развития. Однако и в своих хобби, Николай Сергеевич добивается заметных результатов. Он мастер спорта СССР, абсолютный чемпион Украины по подводному спорту. Знаток в вопросах марксизма-ленинизма. Досконально изучил все труды вождей мирового пролетариата, после чего стал, по его словам, «идеологически подкованным антикоммунистом». Художник — желанный гость на исторических конгрессах и конференциях, его доклады о голодоморе и терроре стали почти классикой. При этом самостоятельные работы исследователь не пишет — занимается всем «для себя» в качестве умственного упражнения. А еще — чтобы расширить границы собственной жизни. Кроме того, он пишет оригинальные стихи и прозу.
Автор книг: «Трудно ли подковать блоху? и «Тайны микротехники». Последняя книга выдержала несколько изданий и как бестселлер на Всесоюзном конкурсе на лучшую научно-популярную книгу 1970 года получила I премию. В книге мастер раскрывает многие из секретов ручной технологии изготовления сверхминиатюрных вещей. Он единственный из микроминиатюристов, кто подробно описал процесс изготовления разных микроминиатюр, в то время как любой мастер держит секреты своей технологии в строжайшей тайне.
В своих книгах мастер ввел новый термин — «микроминиатюра», которого раньше не было ни в энциклопедиях, ни в словарях.
Работы художника могли бы с легкостью попасть в Книгу рекордов Гиннесса, но, по мнению Сядристого, это не для него. «Возиться с оформлением документов и тратить энергию просто глупо», — утверждает мастер.
В русской книге рекордов «Диво» за 1993 год Н. Сядристый стал рекордсменом по 9 позициям, именно столько раз он упоминается в этой книге.
Иерусалимский храм Порога Судного Дня просит в подарок его домашнюю коллекцию.
Друг испанского короля выпускает вино «Сядристый».
Московский олигарх подарил его музею кусок метеорита в форме Украины с вкрапленными топазами.
Про искусность Сядристого уже ходят анекдоты: Николай Сядристый по заказу киевского Зоологического музея изготовил чучело амебы в натуральную величину.
Видео из Музея Николая Сядристого. Маэстро рассказывает о своих работах (на украинском языке).
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:19 — Владиславовна+20Невероятный Сядристый
Для изготовления своих микрошедевров мастер изготавливает одноразовые инструменты толщиной в несколько раз меньше, чем волос. По окончании работы он их просто сметает со стола.
Выставляться начал 50 лет назад, объездил со своими работами весь мир, 60 раз проводил персональные выставки, участвовал в 13 международных. В том числе во всех мировых выставках «ЭКСПО», где каждое государство представляло свои достижения в области культуры, науки, техники. Выставки проходили в Дюссельдорфе, Дании, Америке, Австралии.
2 сентября 1977 года в Киево-Печерской лавре открылась персональная постояннодействующая выставка микроминиатюр Николая Сядристого. За выставленные 19 произведений государство заплатило автору около 10 тысяч советских рублей. Сам художник является директором выставки.
Под впечатлением от прочитанной уже в зрелые годы повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» Сядристый создал портрет Куприна на крохотном кусочке бумаги полным текстом «Гранатового браслета» (77 000 знаков). В течение двух месяцев мастер писал его тушью, светлые и темные участки, полутона возникали за счет изменения толщины линий и размеров выписываемых букв — техника называется шрифтографией. Высота букв равнялась в среднем одному миллиметру. В мемуарах, написанных в 1975 году, Николай Сядристый сообщал о том, что после завершения работы над портретом Куприна, «почувствовав уверенность в выполнении такой необычной работы, решил „соткать“ из букв портрет Ильича. Выписывал его текстами трудов В. И. Ленина, всего 140 000 букв». На создание портрета ему потребовалось полгода ежедневной многочасовой работы. Сядристый так же автор микропортета В. И. Ленина на торце волоса, размером в одну сотую квадратного миллиметра. В подарок генсеку Хрущеву Сядристый нарисовал шрифтографией (120 000 букв) его миниатюрный портрет. Через крупную лупу на нем можно было прочесть речи Хрущева, произнесенные во время визита в Америку. «Неужели я там так много наболтал?» — спросил генсек, увидев подарок. К сожалению, портрет сгорел во время пожара на даче Хрущева.
Никогда не выставлял свои работы на аукционах. На заказ микроминиатюр не выполняет, говорит, что не лежит душа. Предпочитает не продавать свои изделия, чтобы не «распылять» коллекцию.
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:18 — Владиславовна+20«Памяти Александра Грина»
Длина фрегата 3,5 мм толщина оснастки 0.003 мм (что в поперечном срезе в 400 раз тонше человеческого волоса). Модель состоит из 337 деталей. В этой работе продемонстрировано разносторонние методы обработки материала, а также выдержан объемный монтаж, уровень которого недосягаемой для современных технических средств.
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:13 — Владиславовна+20«Встреча»
Композиция изготовлена из золота и размещена на крупинке сахара.
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:12 — Владиславовна+20«Шахматы»
Самые маленькие в мире золотые шахматные фигурки. Шахматная доска с фигурками размещена на головке булавки. Диаметр фигур у основания 14 микрон, то есть 0,014 миллиметра. В маковом зёрнышке таких фигурок поместилось бы более 100 тысяч! И надо отметить, что каждая собрана из нескольких частей. Сядристый изготовил пешку размером меньшую, чем некоторые микробы. И тут он, по его словам, подошёл к тому порогу, когда свойства материалов резко меняются: твёрдая сталь вдруг становится податливой, как воск, а микроскопического размера предметы окисляются кислородом воздуха и тают на глазах. Пешка настолько легка, что не падает с перевернутого листа бумаги.
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:10 — Владиславовна+20«Кобзарь»
Миниатюрный рукописный «Кобзарь» Т.Г. Шевченко. Площадь обложки — 0,6 кв. мм, в книге — 12 страниц, на каждой помещается 8 стихотворных строк. В книжке написан отрывок из предисловия Ивана Франко и шесть его стихотворений, изображен портрет Т.Г. Шевченко и хата, в которой он родился. Несмотря на микроскопическую величину, на страницах «Кобзаря» нигде не нарушена архитектура стихотворений, нет ни единого переноса строки. Толщина букв 3 микрона (микрон = 0,001 мм). Страницы книги вдвое тоньше папиросной бумаги. Книга сшита обыкновенной паутинкой (толщина нити в среднем равна 0,002 мм), так как все прочие материалы (нитки, волос и т. д.) для этого слишком грубы. Обложка изготовлена из лепестка бессмертника. Страницы можно перелистывать лишь кончиком заостренного волоса, а читать — под микроскопом. Книжка может без труда пройти сквозь игольное ушко, а на торце спички могут свободно уместиться три таких крошечных «Кобзаря»! На изготовление микрокнижечки мастер потратил 4 месяца каждодневного труда.
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:08 — Владиславовна+20«Роза в волосе»
Бутон и стебель алой розы помещен в футляр из человеческого волоса, высверленного по длине и отполированного до прозрачности (диаметр розы — 50 микрон, стебелька — 5 микрон). Лепестки и листья цветка изготовлены из фрагмента красочного слоя, взятого со старинной картины во время ее реставрации.
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:07 — Владиславовна+20«Подкованная блоха»
Одна из первых работ умельца, выполнена мастером в 1961 году. Подковки для блохи Сядристый изготовил из чистой меди; они были в 10 раз тоньше человеческого волоса. Подковки могли, как писал Сядристый, «сами переворачиваться, становиться на ребро, цепляться за резец, словно смазанные клеем», и иногда, «улучив момент», под действием электростатических сил прыгали сторону. Каждая подковка прибита к лапке насекомого тремя стальными гвоздиками толщиной 6 микрон. Спустя пять лет медные подковки стали «ржаветь», окисляться. Пришлось делать новые, на этот раз из ювелирного золота, а гвоздики — из нержавеющей стали. Люди, глядя на блоху, ахали от удивления. А Сядристый, уже опытный мастер, считал эту работу самой простой: всего-то восемь деталей несложной формы. «Но зритель, — писал он, — верный старой легенде о подкованной блохе как о немыслимо тонкой работе, спешил увидеть её в первую очередь». Это уже позже всем стало ясно, что могут быть шедевры и удивительнее подкованной блохи! Потом была еще одна блоха — уже целиком из золота, изготовленная в натуральную величину и тоже подкованная.
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:05 — Владиславовна+20Попасть на эту выставку можно пройдя через центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры и обойдя колокольню, находящуюся справа.
Адрес: Киев, ул. Мазепы, 21
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:04 — Владиславовна+20Для мастера микроминиатюра не просто демонстрация технического совершенства, это отображение внутреннего мира художника, его определенная самобытная философия. Каждую работу он сопровождает авторским стихотворением, раскрывающим ее суть.
Художник много путешествует, занимается развитием личности, изготовлению новых микроминиатюр отводит времени не много, в основном это происходит ночью. По его словам, большую часть его жизни занимает работа с «живым материалом», т.е. общение с людьми (политиками, главами государств, бизнесменами), изучение мировой поэзии, литературы, психологии, методов управления толпой и т.д.
Сядристый удостоен звания «Заслуженный мастер народного творчества Украины».
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Музей микроминиатюр Николая Сядристого
чт, 19/04/2012 - 12:03 — Владиславовна+20Обладая даром художника, Николай Сергеевич выполнил несколько микропортретов на срезах зёрен плодовых деревьев, а один — даже на срезе волоса, несомненно, самый маленький в мире. Он рассказывает, что при работе делает штрихи резцом, не чувствуя самого движения, можно сказать, повинуясь лишь желанию сделать его. Помехой могут послужить даже удары собственного сердца. Каждое движение — первое и окончательное, поправить уже ничего невозможно. Главное во время работы за микроскопом, по словам художника — абстрагироваться от внешнего мира и войти в состояние, близкое к медитации. Работа над одной микроминиатюрой прежде занимала около года, а сейчас художник делает ее за месяц.
Искусство Николая Сядристого обошло все континенты, оставляя незабываемые впечатления у зрителей разных стран мира. Произведения художника представлены в Московском Политехническом музее, на постоянной выставке микроминиатюр в Киево-Печерском заповеднике, в Музее микроминиатюр в Княжестве Андорра, 15 работ в венгерском Сентэндре — это городок художников. Остальные работы дома.
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.