Если судить по отзывам пассажиров российского лоукостера, можно подумать, будто они летают двумя разными авиакомпаниями. Для одних путешествие было удобным и дешевым, для других — сложным и дорогим. Как оказаться среди первых и не попасть в число вторых, "Огонек" выяснял у постоянных пассажиров "Победы"
— "Победу" я впервые опробовала год назад, а до этого много летала европейскими лоукостерами, поэтому концепция мне была знакома. Тут главное — не ждать всех тех же сервисов, что у классической авиакомпании. От этого и возникает недопонимание,— считает Маргарита Грибенко.
Маргарита — настоящая фанатка "Победы". Она проводит уйму времени в группе "В контакте" российского лоукостера и активно консультирует начинающих пассажиров. Это целое сообщество, где путешественники разъясняют друг другу особенности пользования бюджетной авиакомпанией.
Вот пример диалога:
"Добрый день, при покупке билета случайно ввела девичью фамилию, все остальные данные верные. Оплата прошла успешно. Что можно предпринять в данном случае?" — спрашивает Марьям Гусейнова.
"Марьям, напишите на e-mail техподдержки, я через них исправлял ошибку, вопрос решили в течение суток",— оперативно отвечает ей другой пассажир, Егор Конкин.
У "Победы" достаточно большое и активное интернет-сообщество. Это неудивительно: у лоукостеров дешевизна билетов всегда уравновешивается обилием правил и тонкостей, которые надо внимательно изучить, чтобы летать дешево. А разобраться помогает интернет.
— Когда первый раз летала, то начиталась всякого негатива, поэтому заранее тщательно изучила правила, а что не поняла — уточнила в группе "В контакте",— вспоминает другая лояльная пассажирка, Яна Корчагина.— Мне надо было лететь из Сочи. Самых дешевых билетов уже не было, только по 3 тысячи. Но у всех остальных авиакомпаний все равно получалось вдвое дороже. Я чуть-чуть не уложилась в нормы бесплатного багажа, и пришлось выкладывать купленные на юге сувенирные альбомы. Но в итоге мне все равно очень понравилось. Понравилось, что не откидываются спинки и никто не лежит у тебя на коленях. Что не кормят, поэтому в салоне нет запаха еды. И самолеты самые новые.
Покупаем билеты
Полет начинается с покупки билетов. Уже в этот момент можно сильно упростить или, наоборот, усложнить себе дальнейшее путешествие.
— Главное помнить: вы скорее всего не найдете самых дешевых билетов на нужное вам время. Если хотите максимально сэкономить, надо отпуск подстраивать под билет, а не искать билеты под отпуск,— советует Маргарита.— Простой пример: на прошлой неделе я слетала в Милан и обратно за 4,5 тысячи, причем обратный билет стоил всего 900 рублей. С его покупки и началось планирование моего отпуска. А месяц назад мы вдвоем с мамой слетали в Германию и обратно за 4 тысячи рублей.
Акционные билеты по 999 рублей есть на любом рейсе. Иногда их мало, иногда много. Бывают даже билеты за 99 рублей. Особенно на новых направлениях. Этой зимой продавались такие билеты в Милан. Всю весну держались низкие цены в Германию.
Поймать дешевый билет — разновидность спорта. Бывалые пассажиры советуют зарегистрироваться в социальной сети авиакомпании, подписаться на обновления на ее сайте и ждать начала продаж. Главное — быстрее всех забронировать билет. Раньше у Маргариты на рабочем столе компьютера всегда лежал файл со всеми ее паспортными данными. Но сейчас на сайте появились личные кабинеты, и бронирование с вводом всех необходимых данных происходит буквально в два клика.
— При покупке билетов по акции надо помнить одну тонкость,— предупреждает Яна.— Обычно "Победа" продает стыковочные рейсы одним билетом. И тогда в случае задержки первого самолета (а это у всех авиакомпаний случается) перевозчик гарантирует, что вы долетите до места. Но если один из билетов вы купили по акции, а другой пристыковали к нему сами, авиакомпания уже ничего вам не должна.
Покупать билеты в интернете лучше всего на сайте самой "Победы". Поисковики авиабилетов часто работают некорректно и неверно отображают условия перевозки. Например, могут написать, что в билет включены 15 килограммов бесплатного багажа, тогда как их там всего 10.
При покупке билетов на сайте надо держать в уме, что за использование кредитной карты придется заплатить комиссию в размере 2 процентов. Это общее правило для всех лоукостеров. Но если пассажир еще не имел дела с бюджетными перевозчиками, комиссия может оказаться неприятным сюрпризом.
Впрочем, бронь можно оплатить и не сразу. На это дается в среднем 12 часов. Так что к услугам пассажира еще несколько видов оплаты. Например, через салоны "Евросеть". Но тут комиссия тоже есть, она составит 3 процента от суммы платежа. В терминалах QIWI — 4 процента. В кассах аэропорта тоже свой сбор. К чести авиакомпании стоит заметить, что сама она на этом не зарабатывает — деньги берут платежные сервисы. Есть, впрочем, один способ для самых бережливых. В своем базовом аэропорту Внуково "Победа" установила терминалы самостоятельной оплаты, работающие без комиссии. В общем, тут, как всегда у лоукостеров, приходится выбирать между экономией и дополнительными удобствами.
Поймать дешевый билет — разновидность спорта. Бывалые пассажиры советуют зарегистрироваться в социальной сети авиакомпании, подписаться на обновления на ее сайте и ждать начала продаж
Если оплачивать билет и услуги в колл-центре "Победы", надо помнить, что разговор тоже стоит денег: от 55 до 60,17 рубля без НДС за минуту, включая время ожидания. Для лоукостеров это опять же обычная практика, но для россиян платные колл-центры — нечто принципиально новое. И пассажиры, для которых это стало сюрпризом, бывают потом очень расстроены.
— По моим наблюдениям, все, кто читал правила и уточнял, если надо, в группе, всегда летает без проблем,— делится опытом Яна.— Предупрежден, значит, вооружен. Можно спросить и у меня через личные сообщения. Раньше мне кто-то помог. Теперь я помогаю.
Недавно, например, Яна консультировала маму тройни. Они собирались лететь с мужем, но не знали, куда взять третьего ребенка.
Детей до 2 лет можно возить на "Победе" по России бесплатно, но без предоставления отдельного места и без права оформления дополнительного бесплатного багажа. Соответственно взрослый может взять в полет только одного малыша. Если детей больше, придется оплатить еще одно место в самолете по полному тарифу. Принятые во многих классических авиакомпаниях скидки для ребят от 2 до 12 лет на рейсах "Победы" не действуют. А за ребенка, летящего без сопровождения взрослого, придется доплатить 3 тысячи рублей.
Доплата на выбор
Лоукостеры в принципе предназначены не для больших семейных поездок на море. Они идеально подходят для тех, кто путешествует налегке. Такие пассажиры могут вовсе обойтись без платных услуг, особенно на "Победе", где билет позволяет сдать до 10 килограммов багажа бесплатно.
— Единственная услуга, которую я всегда беру,— выбор места в салоне за 149 рублей. Мне так удобнее,— признается Яна.— А если надо везти много багажа, я иногда просто пользуюсь другими перевозчиками. Например, последний раз я летала на юг "Аэрофлотом".
Впрочем, правила перевозки багажа на рейсах "Победы" очень понятные. Важно только разобраться в них заранее. Тут действует общее для всех бюджетных перевозчиков правило: чем раньше платишь, тем дешевле услуга.
Возьмем, например, провоз ручной клади, который у отечественного лоукостера возможен только за дополнительную плату. Если платить через личный кабинет на сайте или через колл-центр, одно место обойдется в 999 рублей, а два — в 1799. В аэропорту на стойке регистрации — уже 1,5 и 3 тысячи. А при выходе на посадку — 2 и 4 тысячи соответственно.
Бесплатный багаж ограничен не только весом, но и размером — 158 сантиметров по сумме трех измерений. Дополнительно к бесплатным 10 килограммам багажа можно, однако, взять еще одно или два места по 20 килограммов и не более 203 сантиметров по сумме измерений. При оплате заранее это стоит 1499 рублей. В аэропорту — уже вдвое дороже. Два места — 2499 и 5 тысяч рублей соответственно.
Перевес в "Победе" стоит дорого — по 500 рублей за килограмм. Если он достигает 5 килограммов, бывалые пассажиры советуют переложить лишнее в сумку и взять ее как ручную кладь — дешевле выйдет.
Наконец, есть еще одна опция — за 2299 рублей можно докупить одно место сверхтяжелого багажа — до 32 килограммов. Но об этом придется предупредить перевозчика заранее. В аэропорту такую услугу даже оплатить не получится.
Точно так же заранее необходимо предупредить о перевозке домашнего животного. Возить, кстати, можно не всяких питомцев: только кошек, собак, хорьков и птиц. В любом случае животное не должно весить больше 8 килограммов. Его перелет обойдется в 1999 рублей. Стоит ли писать, что у питомца должен быть ветеринарный паспорт с отметкой о прививках?
Важно помнить, что для сумок-переносок установлены строгие габариты: не более 55 сантиметров в длину, 40 в ширину и 20 в высоту. Это связано с тем, что животное едет под сиденьем кресла, а там высота — как раз эти 20 сантиметров. Клетку 50х40х25 сантиметров в самолет уже не пустят.
Отдельно в правилах перевозки прописаны еще пять видов нестандартного багажа. Это велосипед, музыкальный инструмент, лыжный и сноубордический комплект, набор рыболовного снаряжения, все в пределах 20 килограммов. А также оружие не тяжелее 10 килограммов. Каждая единица такого багажа обойдется в 1999 рублей, если платить на сайте или через колл-центр, и вдвое дороже, если платить в аэропорту.
— Если везете горные лыжи, надо помнить, что есть ограничение в 203 сантиметра по сумме измерений. Иногда полный горнолыжный набор в эти параметры не укладывается. Тогда его могут не принять на борт,— напоминает Яна.
Но в большинстве случаев вполне можно обойтись уже включенным в билет багажом. Ведь 10 килограммов — это довольно много. Если летит семья с ребенком, получается уже 30 килограммов. Одна проблема — объединять багаж нельзя.
На борту
Ручная кладь для пассажиров "Победы" — вечный камень преткновения. В отличие от большинства лоукостеров тут нет нормы бесплатной ручной клади, зато есть 10 килограммов бесплатного багажа, который может сдать каждый пассажир. С другой стороны, существуют Федеральные авиационные правила, требующие перевозить некоторые вещи бесплатно, а именно дамскую сумочку, портфель, ноутбук, телефон, фотоаппарат, детское питание, зонт, документы, прессу в дорогу, оборудование для детей и инвалидов.
— Иногда приходится подходить к людям на посадке и объяснять,— рассказывает Маргарита.— Последний раз наблюдала такую сцену: стоит пара, у мужа в пакете куртка, документы и телефон. Его просят доплатить. Он не хочет. Жена уже соглашается: ладно, давай доплатим. Пришлось им сказать: ну выньте вы все из пакета, уберите его в карман, куртку наденьте, а документы возьмите в руки — и доплачивать ничего не надо.
Некоторые путешественники уже приноровились к правилам перевозчика и летают в жилетках, как у Анатолия Вассермана. Это, впрочем, не единственное решение.
— Видно, когда люди специально одеваются для лоукостеров,— говорит Маргарита.— В полете в Милан я заметила одну такую пару. Несмотря на теплую погоду, оба были в штормовках с огромными карманами. А у него еще был портфель размером с маленький чемодан.
Примерно половина вопросов группе "Победа" "В контакте" посвящена рюкзакам и пакетам. Ответ всегда один: к бесплатной перевозке они не принимаются ни под каким соусом. Даже очень маленькие. Даже если назвать их дамской сумкой. Но люди все равно упорно тащат в самолеты рюкзаки, вынужденно платят 2 тысячи рублей на посадке, а потом пишут гневные отзывы в интернете.
Сумки для ноутбуков раньше тоже не принимали в качестве ручной клади, но теперь это правило стало мягче.
— Только сумка должна быть самая простая. Сейчас попадаются сумки с карманами и прочими "примочками", за них придется доплачивать,— объясняет Яна.
"Победа" уже закупила специальные рамки для измерения багажа, которые позволят варьировать размер сумок и портфелей в пределах допустимых 75 сантиметров. Вот-вот они появятся во всех аэропортах, из которых летает российский лоукостер.
На самом деле установленных размеров тоже вполне достаточно для всего необходимого.
— Я беру с собой сумку, в которую влезает "зеркалка", планшет, документы, телефон, зарядка, косметичка, в общем, полный набор путешественника,— говорит Маргарита.— Из дома везу бутерброды, а в аэропорту покупаю разную вкусную воду.
Кстати, воду в рейсах "Победы" можно получить и у стюардессы. Специально по салону напитки не возят, но вода есть всегда, причем бесплатная. Для лоукостеров, кстати, большая редкость.
В общем, если все изучить и заранее подготовиться, летать на "Победе" будет дешево и удобно. Главное — не пожалеть времени и не стесняться спрашивать. Сотрудники авиакомпании и лояльные пассажиры с удовольствием помогут.
Доступная роскошь
Детали
За дополнительную плату пассажиры "Победы" могут позволить себе некоторые приятные излишества
Приоритетная посадка
Россияне не любят стоять в очередях, поэтому "Победа" запустила услугу приоритетной посадки за 199 рублей. Такие пассажиры садятся в самолет и покидают салон без очереди, а в аэропортовом автобусе за ними закреплена отдельная часть салона.
Быстрый досмотр
За небольшую плату можно сэкономить время и в аэропорту. Всего за 350 рублей можно пройти предполетный контроль безопасности отдельно от всех и без очереди.
Место для ног
В "Победе" нет бизнес-класса, но есть места у аварийных выходов. За 999 рублей можно закрепить такое кресло за собой и лететь с комфортом.
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/3001322
http://kommersant.ru/doc/3001322