Выставка в Третьяковке на Крымском валу специально состоит из трех условных разделов, показывающих разные периоды творчества художника. Первый представлен метафизической живописью, начиная с того самого вечера у Санта Кроче. C него начинается золотое десятилетие де Кирико. Его признают в Париже, Италии. Его «загадки» (так называется большинство картин того периода) соберут вокруг себя целый круг последователей: Моранди, Карра, де Пизис. Молодому бельгийскому художнику Рене Магритту хватит один раз увидеть репродукцию де Кирико в журнале, чтобы навсегда оставить кубизм и стать апологетом метафизического метода. Коллажи из арок, колонн, мрамора, книг, манекенов поддаются лишь логике сна и производят впечатление нашего мира, подсмотренного изнутри. Портреты живых людей - брата, матери, самого себя - обретают какую-то отвлеченную значительность. В них не сиюминутное изображение человека, а загадка его бытия.

«Золотое десятилетие» заканчивается вместе со статьей в газете Valori Plastici в 1919 году. Де Кирико пишет, что современная эпоха, несущая в себе всю зрелось множества этапов духовной истории, рождает искусство, схожее с искусством эпохи мифа, поэтому надо возвращаться к традициям, ремеслу. Он ищет утраченные духовные силы в безвоздушной среде модернизма, когда художники зацикливались в своей самостоятельности и вседозволенности. Живопись 20-30-ых годов не всегда маньеризм. Тициан и Веласкес вписаны в канву общего подхода де Кирико, рождая отдельное пространство мифа. Убежденный, что современное искусство однажды станет классикой, де Кирико, подражая классике ему современной, ставит себя в один ряд с мастерами прошлого. Он совершает «возвращение», о котором писал Ницше, чьи идеи пронизывают все творчество де Кирико. Идея вечного возвращения означала для философа возможность повторения всякого явления; через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет человек, во всем похожий на Ницше, сидя также, в тени скалы, найдет ту же мысль, которая будет являться ему бесчисленное количество раз.
Де Кирико пытается сам примерить на себя роль стоящего в тени скалы, которому сквозь века являются разгадки старых полотен.
К этому же периоду относятся театральные костюмы для антрепризы Сергея Дягилева к балетной постановке "Бал" (1929) и для балетов "Пульчинелла" (1931) и "Протей" (1938), эскизы для которых создавал де Кирико.

Закольцованность передает организация пространства в самой Третьяковке. Находясь у самых ранних работ, через искусственно спроектированный балкон видишь поздние творения и будто оказываешься в воронке художественных прозрений и метафизики автора.

Выставка продлится до 23 июля. http://ruspioner.ru/honest/m/single/5406