Хочу рассказать о фотографе, являющимся неотъемлемой частью истории итальянской фотографии последних пятидесяти лет. Мне довелось увидеть и послушать его в живую, о чем я расскажу ниже.
Джанни Беренго Гардин - это фотограф с мировой славой, его работы представлены в наиболее престижных залах и музеях мира. Он до сих пор работает только с пленкой, исключительно в черно-белом цвете, и неизменно Лейкой. Никаких компьютерных постобработок или монтажа. Этому фотографу присуща своеобразная демоничность по отношению к традиционной технике. Кроме того, Беренго Гардин принадлежит один специфический рекорд - он опубликовал 220 альбомов фотографий. По количеству изданных книг он на втором месте в мире после канадского фотографа.
В этом посте я хочу показать в основном фотографии его Венеции. Город, который он невероятно любил. Здесь его отец держал свой магазинчик, здесь он провел юность, закончил школу и начал свой путь профессионального фотографа. Не знаю, у кого из фотографов ещё можно увидеть такую частную живую Венецию, которой отведена особая роль в моем сердце, и которую я имею счастье наблюдать благодаря близкому к ней местожительству. Венеция Беренго Гардин - это город скрытой обыденной жизни с детьми, играющими во дворах, семейными зарисовками, с рыбаками на баржах и продавцами. Это зимний город, окутанный дымкой, с легкими морскими дождями, в снегу, в отблесках фонарей, тщетно пытающихся рассеять густой туман. Когда много лет назад Беренго Гардин обивал пороги издательств, предлагая свою Венецию, то получал только отказы. Все говорили, что "твой город смога и повседневной жизни" никому не нужен, а нужна была классическая Венеция с открыточными видами, которая будет продаваться. Через какое-то время совершенно случайно фотографии повседневной Венеции Беренго Гардина увидел один швейцарский издатель, который вызвал фотографа к себе срочной телеграммой, и буквально через 20 дней наконец вышла в свет книга.
Венеция 1960©Gianni Berengo Gardin/Contrasto
Этот кадр был сделан в венецианском водном трамвайчике. Необычайная удача. Если бы не черное пальто, ставшее занавесом, такого отражения ни за что не получилось бы. Черный фон вводит в контекст мужчину, читающего газету. Это рассказ внутри рассказа. Двойная повествовательная способность. Именно эту фотографию необычайно любил Анри Картье-Брессон.
Лидо ди Венеция 1959©Gianni Berengo Gardin/Contrasto
За этой семьей на острове Лидо Беренго Гардин долго наблюдал. Он рассказывал, что на протяжении всей прогулки муж с женой ни разу не посмотрели друг на друга. Насколько я поняла, сам фотограф не верит в институт брака.
Венеция 1958©Gianni Berengo Gardin/Contrasto
Венеция 1959©Gianni Berengo Gardin/Contrasto Лидо ди Венеция 1958©Gianni Berengo Gardin/Contrasto
Беренго Гардин всегда интриговал непосредственно "момент поцелуя", когда стирается внешняя реальность и окружающий мир перестает существовать.
В первый раз фотограф увидел целующихся людей на улицах Парижа в 50-х годах, что невероятно поразило его, поскольку в пуританской Италии в те годы за поцелуй влюбленные рисковали получить штраф и даже арест. Как шутит сам фотограф, с женщинами ему не везло, вот и оставалось только наблюдать за влюбленными. Фотографии с целующими парами становятся определенным must и обложками для многих его книг. А на всех его выставках обязательно присутствует раздел, посвященный поцелуям. Мне очень нравится эта фотография с поцелуем на площади святого Марка. Фотограф рассказывал, что эта пара целовалась необычайно долго. Он специально установил такую выдержку, чтобы показать движение голубей на контрасте с неподвижными фигурами.
Справа фотография, сделанная на пляже Маламокко. Эти места никто и никогда специально не посещает. Разве что только венецианская молодежь, ищущая уединения и возможности придаться страстям.
Венеция 1966©Gianni Berengo Gardin/Contrasto
Очень люблю венецианские фонари, этот снимок меня сразу заворожил. Справа фотография Пегги Гуггенхайм, которая жила на Большом канале, коллекционировала мужчин и картины. Беренго Гардин общался со многими знаменитыми личностями и, естественно, запечатлел их на своих фотографиях.
Венеция 2002 ©Gianni Berengo Gardin/Contrasto
Это одна из фотографий целой серии кафе Флориан. Беренго Гардин запечатлел моменты из жизни постоянных и случайных посетителей легендарного кафе на площади Святого Марка.
Решилась всё-таки выставить свою домашнюю фото-папарацци, сделанную на айфон исключительно для себя и для того, чтобы показать этого фотографа моему папе (он тоже заядлый приверженец аналоговой фотографии и коллекционер фотоаппаратов Лейка, папа всё-время говорит, что только в пленке есть серебро, наполняющее фотографию неповторимой жизнью.)
На этой фотографии Беренго Гардин стоит в пол оборота и говорит в микрофон. Я её сделала во время посещения его выставки в Милане в сентябре прошлого года. Беренго Гардин сейчас живет в Милане, поэтому он вместе с куратором лично представлял выставку и общался с посетителями. Было очень интересно послушать фотографа. У него невероятно специфический узнаваемый тембр голоса и ясный живой ум несмотря на немолодой возраст (ему 83 года). Сразу чувствуется масштаб личности, непоколебимая убежденность в своих умозаключениях и старая закалка. Беренго Гардин не стеснялся в колких выражениях. Запомнились его фразы про то, что "туристы насилуют Венецию" и "сейчас фотография превратилась в шизофрению". Он говорил о том, что цвет отвлекает от контекста и оставляет без внимания детали. Цифровая фотография на его взгляд холодная и плоская. А черно-белые фотографии концентрируют взгляд и заставляют смотреть лучше. Поэтому он ни за что и никогда не изменит черно-белой технике, а также его любимой Лейке и пленке.
Кроме того, Беренго Гардин по-доброму ругался на куратора выставки (на фотографии он стоит рядом), с которым недавно они выступали в качестве экспертов жюри одного очень престижного фотоконкурса. Дело в том, что главную премию, несмотря на ярые протесты Беренго Гардин, отдали фотографу, использующему фотошоп. Неслыханная несправедливость на его взгляд. Да, он категорически против и фотошопа тоже. Исключительная ортодоксальность во всем.
Конечно, Беренго Гардин в своей речи не мог обойтись без упоминания о любимой Венеции. Особенно в связи с его кампанией против огромных кораблей-монстров. Здесь просыпается и бунтует его внутренний венецианец. Наверное многие знают о том, что жители города уже давно просят властей запретить заход круизных кораблей в канал Джудекка. Беренго Гардин призывает властей задуматься и немедленно прекратить этот "визуальный деспотизм". Он говорил, что нельзя позволять туристам рассматривать Венецию в качестве игрушки и допускать столь близко беспредельно несоизмеримые по сравнению с пропорциями города корабли. В течение года фотограф снимал "монстров", проходящих буквально в нескольких метрах от площади Святого Марка и нависающих над Венецией страшной металлической массой. В газете "Repubblica" была опубликована большая статья с его фотографиями и интервью на тему круизных кораблей.
Беренго Гардин уделил особое внимание его отношению к ситуации с современной фотографией. На его взгляд, нынешний бум и большая популярность приводит к определенной "шизофрении" в том числе благодаря цифровой фотографии и social network. Многие работают по схеме "я здесь был", а важно делать фотографии с позиции "я здесь был, я осмыслил и рассказываю, что я об этом думаю". Фотограф должен четко и ясно заявить свою точку зрения по отношению к происходящему, он всегда должен "рассказывать".
Поэтому монографические выставки Беренго Гардин, проходящие в разных городах Италии, называются "Истории одного фотографа". Два месяца назад я посетила его выставку и в Вероне, где можно было увидеть некоторые экземпляры огромной коллекции фотоаппаратов лейка, посмотреть видео о Беренго Гардин и вдохновиться его фотографическим видением в том числе самой Вероны. Сейчас выставка проходит в городе Генуя.
Под конец буквально два снимка, никак не связанных с Венецией. Но в этих фотографиях столько поэзии, что я не удержалась показать их...
Тоскана 1965©Gianni Berengo Gardin/Contrasto
Нормандия 1953©Gianni Berengo Gardin/Contrasto
http://nemoinitaly.livejournal.com/8347.html