Еще при жизни Тициан Вечеллио да Кадоре был удостоен современниками звания "Короля живописцев и живописца королей". Его считали лучшим портретистом своего времени, а быть запечатленным на его холсте - означало обрести вечное бессмертие. Кого же увековечил великий Тициан на аллегорическом полотне позднего периода,- далее в обзоре.
![Тициано Вечелио. Тициано Вечелио.](http://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0002.jpg)
Автопортрет. Автор: Тициано Вечелио.
Тициан прожил долгую и плодотворную творческую жизнь, которая охватила период почти в три четверти бурного 16 века. Ему выпало пережить и годы наивысшего расцвета, и годы глубочайшего кризиса всей культуры Возрождения Италии. Будучи широко востребованным, он выполнял заказы королей и Римских Пап, кардиналов, герцогов, князей и был признан лучшим живописцем Венеции, когда ему не было и 30 лет. Художественное наследие этого гениального мастера великой эпохи по своим масштабам превзошло творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, вместе взятых.
![Тициано Вечелио.(Лондон, Национальная галерея). Тициано Вечелио.(Лондон, Национальная галерея).](http://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0001.jpg)
«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».(1565-1570). 75,6 х 68,7 см. Автор: Тициано Вечелио.(Лондон, Национальная галерея).
В глубокой старости, доживая свои дни в одиночестве и переосмысливая пережитое, Тициану, по-видимому, вспомнилась его давняя картина-аллегория «Три возраста» (1512) и в ответ своим размышлениям художник написал необычное полотно «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие», в верхней части которого он начертал на латыни: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet», что в переводе гласит: «Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему». Это послание, являющееся ключом к расшифровке аллегории этого полотна, и саму картину следует трактовать как завещание Тициана, обращенное к потомкам.
![Тициано Вечелио. Тициано Вечелио.](http://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416224.jpg)
«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.
.
В отличие от «Трех возрастов», новая аллегория «Благоразумие» читается против часовой стрелки: слева - старец в красном колпаке, в центре - чернобородый зрелый мужчина, справа - юноша в профиль. Под этой триадой лиц изображено "трехглавое животное с головами волка, пожирающего прошлое; льва, олицетворяющего силу настоящего; собаки, пробуждающей лаем будущее".
До некоторого времени считалось, что на полотне были изображены: слева - Папа Юлий II или Павел III, в центре - герцог Альфонсо д'Эсте, справа - Карл V. Но исследователи творчества художника доказали, что работая над этой аллегорией, Тициан меньше всего думал об умерших когда-то правителях. И что не о смерти он размышлял, а о жизни, изображая себя и двух столь дорогих ему людей - любимого сына Орацио и юного племянника Марко Вечеллио.
![Тициано Вечелио. Тициано Вечелио.](http://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0013.jpg)
«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие.»(1565-1570). Автор: Тициано Вечелио.
Тициан нашел неординарный способ выразить триединство Благоразумия на своем полотне. Образ мужчины зрелых лет мастер по праву сопоставил образу властного льва - правителя этого мира; доверчивого юношу - образу молодой собаки, несущей свою службу; мудрого старца, хорошо знающего жизнь, при том немощного и одинокого - образу волка.
![Тициано Вечелио. Прадо. Тициано Вечелио. Прадо.](http://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0010.jpg)
Автопортрет. (около 1567 года). Автор: Тициано Вечелио. Прадо.
Как видим, ястребиный профиль Тициана, олицетворяющий прошлое, это то же лицо, что и на знаменитом автопортрете в Прадо, датируемый тем же периодом, что и "Аллегория". Тициану в то время было уже под 80. Понимая, что прошлое, как и будущее менее «реальны», нежели настоящее, художник все же изобразил его сияющим от избытка света.
В центре полотна - преданный сын Орацио Вечеллио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни. Тогда ему исполнилось 45 лет.
Третье же молодое лицо в профиль, олицетворяющее будущее, принадлежит племяннику художника - Марко Вечеллио, которого тот взял в дом и окружил заботой. К тому времени, когда Тициан писал «Аллегорию», ему было чуть более 20 лет. И, следовательно, он как бы выступает заключающим звеном трех поколений семьи Вечеллио.
![Тициано Вичелио. Тициано Вичелио.](http://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0009.jpg)
«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие. Фрагмент. Автор: Тициано Вичелио.
В христианской иконографии трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его составных частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»). Язык символов использовали в своей работе многие художники, чтобы как можно точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Этот прием использовал и Тициан не только в этой картине.
Картина-аллегория раннего тициановского периода «Три возраста»
![Тициано Вечелио. Национальная галерея Шотландии (Эдинбург). Тициано Вечелио. Национальная галерея Шотландии (Эдинбург).](http://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0003.jpg)
«Три возраста».(1512). Автор: Тициано Вечелио. Национальная галерея Шотландии (Эдинбург).
Вышеупомянутое полотно "Три возраста", написанное мастером почти за полвека до «Аллегории», заключает в своем содержании пасторальные элементы, раскрывающие идею трех возрастов в жизни человека - младенчество, молодость и старость. Исходя из этого видим, что все образы вместе взятые заключают в себе иносказательное значение и "читать" их следует справа налево. А еще «Три возраста» – это история отношений двоих: мужчины и женщины. И совсем неслучайность здесь: два младенца, двое взрослых, два черепа.
![Тициано Вечелио. Тициано Вечелио.](http://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0007.jpg)
«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.
Разные этапы жизни художник передал в виде беззаботно спящих детей и маленького ангелочка, охраняющего их сладкий сон. Они символизируют начало жизненного пути, когда человек еще не знает, какие радости и печали ожидают его в будущей жизни. Но пока младенцы обнимают друг друга, между ними идиллия и еще нет половых различий.
![Тициано Вечелио. Тициано Вечелио.](http://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0005.jpg)
«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.
Уравновешивает левую часть полотна наполненная чувственным наслаждением влюбленная молодая пара в расцвете сил, расположившаяся под густой кроной деревьев. Они олицетворяют средину жизни, когда человек молод и полон сил, желаний, здоровья и энергии. Девушка как будто забирает у мужчины его флейту, его музыку, а вместе с флейтой символически забирает его душу и жизнь.
![Тициано Вечелио. Тициано Вечелио.](http://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0006.jpg)
«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.
В тициановскую эпоху в искусстве изображенные черепа выступали в качестве недвусмысленного символического напоминания о греховности человека, неизбежно наказываемой смертью. На третьем плане сидящий старец-отшельник с двумя черепами в руках символизирует, что ничто не вечно, не долог век молодой пары и, что жизнь каждого неизбежно подходит к концу.
Тициану путем объединения трех самостоятельных композиционных центров в единый смысловой, удалось воплотить в картине сложную философию бытия. И вместе с тем смысл этой аллегории прост – все мы рождаемся, чтобы потом умереть. И как видим, эта тема волновала Тициана на протяжении всего его творчества.
Последнее творение гениального мастера
![Тициано Вечелио. Тициано Вечелио.](http://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0015.jpg)
«Пьета – Оплакивание Христа». Автор: Тициано Вечелио.
Тициан до самой смерти не выпускал кисть из рук. Даже в последний день, завершая свой земной путь, он оканчивал свое последнее творенье – "Пьета. Оплакивание Христа". Он успел даже его подписать: "Тициан сделал". Тут же завещал установить это полотно в часовне над своим надгробием и отдал распоряжение накрыть большой стол на множество персон, чтобы отдать дань уважения своим друзьям, ушедшим из жизни ранее. Но к поминальному ужину, который художник планировал провести в одиночестве, Тициан Вечеллио выйти так и не успел.
Тема пьеты была затронута многими художниками и скульпторами в эпоху Возрождения. Венцом творения Микеланджело Буонаротти - гениального мастера великой эпохи была скульптура из розового мрамора «Рietа». «Оплакивание Христа» (1499), потрясающая своей композицией и художественным исполнением.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/121117/36614/