Мое знакомство с итальянской литературой началось около года назад с нетленного "Имени Розы" Умберто Эко. Да, конечно, когда-то давно, сидя за исписанной партой в средней школе, я скучая перелистывала страницы "Божественной комедии", но давно уже стерлись воспоминания об этой книге… Поэтому все начиналось практически с чистого листа. И как-то так получилось, что меня Умберто Эко очень увлек, потом пришел черед Альберто Моравиа и покатилось… Но с классической литературой мы все-таки немного обходили друг друга стороной… И с чего же еще начать знакомство с итальянской классикой, как ни с первого итальянского исторического романа «Обрученные».
( Свернуть )
Итак, основное действие книги происходит в начале семнадцатого века в Ломбардии на берегах одного из красивейших озер Италии – озера Комо, виртуозно вписанного самой природой в пейзаж Альпийских гор. Молодые влюбленные Ренцо и Лючия готовятся сочетаться законным браком, но тут на их пути встает богатый и могущественные дон Родриго, которому приглянулась Лючия и делает все возможное, чтобы предотвратить их венчание… Неново, правда? Когда маленьким людям было позволено делать все что они хотят !? Пережитки Средневековой эпохи до сих пор остались в нашей жизни. Даже такая глупая традиция как то, что жених не должен видеть невесту перед свадьбой уходит своими корнями далеко в те темные времена, когда молодые не знали и не видели друг друга перед свадьбой. И чтобы брак случайно не расстроился, потому что кто-то кому-то не понравился…поэтому было ни ни . А мы вот и сегодня говорим, что это плохая примета. И вот курато под давлением властительного Родриго отказывается венчать молодых находя для этого десятки отговорок, приводя выдуманные причины, пользуясь людским невежеством … И что же делать маленькому человеку Ренцо, как бороться за свою любовь с таким серьезным соперником, на стороне которого деньги, власть и команда головорезов в услужении? И вот вроде бы даже адвокат, к которому он идет за советом как же быть, говорит, что есть такой закон, согласно которому его обидчик будет наказан по всей строгости, но как только тот узнает, что обидчик юноши не такой же простой человечишка и большой дон, пыл адвоката остывает и вот поделать уже ничего нельзя.
Единственный кто не боится помочь молодым это исповедник Лючии, старый монах капуцин фра Кристофоро, но для этого им придется бежать из родных мест и какое-то время скрываться вдалеке от дома и главное друг от друга…
Это прекрасная история о двух молодых влюбленных, о беспомощности перед лицом сильных мира сего, о покаянии, о силе любви к человеку и к богу, но все же для меня самой захватывающей частью романа стали описания исторических событий, которые действительно происходили в Милане в это время.
Итак, трагедия молодой пары разыгрывается на фоне серии трагедий, потрясших все Миланское герцогство, начавшихся в 1628 году. Все начинается с хлебных бунтов во второй подряд год неурожая, голодные и одичавшие миланцы громят хлебные лавки, воруют, тут же рассыпаю драгоценную муку, смешивают с грязью украденный хлеб и бегут воровать дальше. Люди голодны, люди в отчаянии и готовы на все. Наместник испанской короны в Милане пытается предотвратить дальнейшие расправы издав указ о снижении цен на хлеб, что приводит к короткому изобилию и к ужасу впоследствии. Голод уносит тысячи жизней, в Милан, за последней надеждой на пропитание стекаются люди со всех окрестностей и не находят там ничего, кроме таких же голодных, одетых в лохмотья, доведённых до почти звериного состояния людей. Ужасная картина, самая настоящая трагедия…Но это только начало цепочки. Казалось бы, самое страшное пережито и вот уже поспевает урожай нового года, все должно наладиться, но нет… с севера в пределы Миланского герцогства в 1829 году входят жестокие немецкие наёмники, которые участвуют в переделе итальянских территорий. Они грабят, насилуют, убивают, сжигают целые деревни на своем пути. И в их рядах начинает распространятся чума…И вот чума начинает перебрасываться на деревни в миланских окрестностях и в октябре 1629 года, благодаря медлительности и несостоятельности властей, не предпринявших никаких, мер предосторожности чума входит в Милан и начинает свое свирепое шествие … Пожалуй, что только чума не смотрела на ранги и звания и косила всех подчистую, как простых людей, так и властьимущих. Огромная часть книги посвящена описанию этих событий и перед читателем разыгрывается вся жуткая картина страданий. И тут открывается истинная природа каждого человека. У кого-то выходит на поверхность вся тьма и грязь, начинаются вымогательства, угрозы, грабежи и мародерства. А кто-то наоборот посвящает себя служению людям, иногда и ценой собственной жизни. Читатель как будто присутствует в этом отравленном язвой чумы городе, слышит звон колокольчиков на ногах монатти, везущих телегу, нагруженную телами, стоны несчастных больных в лазарете, стенания людей, потерявших близких, плач младенцев, оставшихся без родителей. Усугубляет трагедию людское невежество, благодаря которому болезнь распространяется все дальше и косит горожан десятками тысяч.
В учебниках истории этой теме посвящено буквально несколько страниц, но разве они могут предать всю эту боль. А вот Алессандро Мандзони это удается. Какой труд должен был проделать писатель, чтобы собрать весь этот материал в единое целое и представить нам эти события, отсеяв весь информационный мусор, как мы сейчас его называем, и средневековые вымыслы. И так аккуратно и красиво ввести в этот исторический водоворот историю двух молодых влюбленных, которые несмотря ни на что находят друг друга!
Иллюстрации Марко Лорендзетти.