Booking.com

Прежде всего ноги. Выставка «Эквилибриум» во флорентийском музее Сальваторе Феррагамо

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.
  Инсталляция о равновесии на выставке «Эквилибриум» в музее Сальваторе Феррагамо   За внимание зрителя соревнуются две бронзовые ступни, покрытые тонким слоем позолоты (одна уцелела со времен Древнего Рима, вторую создал Анри Матисс), обезьяньи лапки, высокий подъем балерины и крошечные ступни ребенка, делающего первые шаги.   Побывав на увлекательнейшей выставке «Эквилибриум» во флорентийском музее Сальваторе Феррагамо, я узнала все о человеческой ступне и ее функциях.  

 Etude de pied Анри Матисса (1909)

 

 

Слева: нога статуи богини Ники из позолоченной бронзы (2 век до н. э.) с форума Августа; справа: Etude de pied Анри Матисса (1909)   Тема была для меня особенно острой: я все еще прихрамывала после падения во время показа Dolce & Gabbana на Капри. В музей я пришла с перевязанной и распухшей ногой.   Впрочем, чтобы оценить выставку, одновременно информативную и увлекательную, вовсе не обязательно предварительно себя травмировать. Меня позабавили модели наших неуклюжих и лохматых предков, приматов, за которыми тянется цепочка следов (этим отпечаткам ступней, найденным в Африке, более 3,6 млн лет).     Спортивные детские туфельки, названные Primi passi, что на итальянском значит «первые шаги», сделанные из телячьей кожи и оснащенные нескользящими кожаными подошвами — Arrigo Coppitz Спортивные детские туфельки, названные Primi passi, что на итальянском значит «первые шаги», сделанные из телячьей кожи и оснащенные нескользящими кожаными подошвами — Arrigo Coppitz   Крошечные ботиночки из телячьей кожи с подошвами, предотвращающими скольжение, растрогали меня до слез. Их Сальваторе Феррагамо сшил в 1946 г. для своего сына Ферруччо, который теперь возглавляет семейное дело.   Меня воодушевили фигуры, акробатично вращающиеся в воздухе: «мобили» Александра Колдера и фотографии цирка (вечный источник вдохновения Феррагамо). Неприятным показалось появление известных личностей на кинопленке: деловито ступающего Джона Кеннеди, совершающего паломничество Махатмы Ганди, марширующего Адольфа Гитлера.       Джеймс Дин в танцевальном классе Кэтрин Данхэм, Нью-Йорк, 1955 — Magnum Photos Джеймс Дин в танцевальном классе Кэтрин Данхэм, Нью-Йорк, 1955 — Magnum Photos     Наибольшее же восхищение у меня вызвали кураторы Equilibrium — Стефания Риччи, директор и архивариус музея, и арт-критик Серджо Ризалити. Коллекция арт-объектов и документальных материалов со всего мира, которую им удалось собрать, действительно впечатляет: тут и иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, позаимствованные из Флорентийской национальной библиотеки, и скульптуры Эдгара Дега из парижского музея д'Орсе.       Бронзовая статуэтка Эдгара Дега из музея дОрсе — Hervé Lewandowski Бронзовая статуэтка Эдгара Дега из музея дОрсе — Hervé Lewandowski   Особенно удачным получился раздел, посвященный танцу, здесь ножка предстает во всем своем изяществе: в нежных портретах босых танцовщиц Дега и графических зарисовках XV века в стиле Рафаэля.   Но основа (или, если угодно, подошва) всего этого — несомненно сам Сальваторе Феррагамо.       Сальваторе Феррагамо и его жена Ванда. Фотография сделана в 30-е, примерно тогда, когда они поженились. Сальваторе Феррагамо и его жена Ванда. Фотография сделана в 30-е, примерно тогда, когда они поженились.   «Всю свою жизнь он провел изучая человеческую анатомию и строение ноги», — объяснила Стефания Риччи, показывая мне модели обуви, которые дизайнер разработал в результате своих научных опытов.  

Разработка модели с 11 вариантами каблука — Arrigo Coppitz.

 

Разработка модели с 11 вариантами каблука — Arrigo Coppitz.      

 

  Заявки на патент: слева: пуанты с конусообразным носком, закрепленным по бокам и фиксирующим пальцы ног. Справа: «аркообразная» модель подошвы. На основе своих опытов Феррагамо изобрел инновационный стальной стержень, который призван поддерживать подошвенную «арку» и позволяет ноге двигаться подобно перевернутому маятнику. Стальной стержень, запатентованный в 1929 году, был одним из важнейших нововведений и применяется в фирме Ferragamo до сих пор.      Как истинный итальянец, выросший в окружении архитектурных памятников Ренессанса, Феррагамо применил основной принцип архитектуры Возрождения к туфлям: подобно тому, как арка держит вес всего здания, «арка» между носком и каблуком держит вес человека.   Мэрилин Монро была одной из голливудских знаменитостей, кому довелось насладиться результатами опытов Сальваторе. Его попытки достичь устойчивости на различных по высоте каблуках имели научную основу, но превратились в форму искусства.       Слева: красные кожаные туфли-лодочки (реплика патентованной модели, созданной для Мэрилин Монро в пятидесятые). Справа: модель-заготовка, сделанная Феррагамо по ноге Мэрилин Монро. Пометки на ней говорят о том, сколько разных туфель Сальваторе сделал для голливудской знаменитости.   Феррагамо, «обувавший звезд», понимал, что вес всего тела вертикально давит на точку подъема на ступне.   Глядя на хрупкую бронзовую фигурку «Балансирующего мужчины» Альберто Джакометти, я могла лишь согласиться с суждением Феррагамо об «уязвимости живых существ, которым, кажется, нужно так много сил, чтобы сохранять равновесие».        La Funambule Альберто Джакометти — галерея Yoshiji. Слева: Филипп Пети идет по канату, растянутому между башнями-близнецами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, 1974 — Getty Images. Справа: La Funambule Альберто Джакометти — галерея Yoshiji.         Заготовочные модели и образцы ступней, которыми пользовался Феррагамо Заготовочные модели и образцы ступней, которыми пользовался Феррагамо   В своей предыдущей статье я писала об абсурдности моды на высокие каблуки и недоумевала по поводу женщин, готовых на жертвы ради «красоты».   Благодаря кураторам выставки я поняла, насколько сложно в обуви повторить тот баланс, «эквилибриум», которым нас наградила природа и который достигается за счет наших мышц и нейронов.   Выступление Марты Грэм в жанре современного танца (1943) — Getty Images Выступление Марты Грэм в жанре современного танца (1943) — Getty Images   В то же время научная составляющая выставки столь же легка и ненавязчива, как пара кожаных туфелек. А те, кто захочет углубить свои знания по предмету, могут изучить каталог «Эквилибриума» и прекрасно представленную в нем историческую сводку.    танцоры и их ритм гармонии (1799) —  Поссаньо, музей и гипсотека Антонио Кановы Художник Антонио Канова: танцоры и их ритм гармонии (1799) — Поссаньо, музей и гипсотека Антонио Кановы   В иллюстрированном каталоге можно найти танцующих граций Антонио Кановы, в их неоклассической гармонии, и менее радостные фотографии изуродованных пальцев Мерса Каннингема, американского авангардиста, и изображение суровых «Туфель для прощания» из аметиста, сделанных концептуальной художницей Мариной Абрамович в 1991 году.   Мерс Каннингем в Antic Meet, фотография Роберта Раушенберга (1958) — Art Estate of Robert Rauschenberg Мерс Каннингем в Antic Meet, фотография Роберта Раушенберга (1958) — Art Estate of Robert Rauschenberg   «Аметистовые туфли для прощания» Марины Абрамович (1991) — коллеция Энрико Наварры, Париж «Аметистовые туфли для прощания» Марины Абрамович (1991) — коллеция Энрико Наварры, Париж   Я надеюсь, что экспозиция будет показываться и в других музеях, потому что она гораздо более содержательна, чем просто выставка туфель: в ней, как и в скромном ремесле Сальваторе, объединены наука, искусство и остроумная изобретательность.   Часть экспозиции «Эквилибриум» в музее Сальваторе Феррагамо во Флоренции, которая продлится до 12 апреля Часть экспозиции «Эквилибриум» в музее Сальваторе Феррагамо во Флоренции, которая продлится до 12 апреля     Instagram @SuzyMenkesVogue Twitter @SuzyMenkesVogue Facebook.com/SuzyMenkes   http://www.vogue.ru/suzy_menkes/ru/Prezhde...

 

Наверх страницы

Отели в Италии