Выставка "Дворец и город" открыта в одном из ренессансных дворцов Флоренции — палаццо Спини Ферони. Идея ее проста. Вот посмотрите, что происходило в старинном здании возле набережной Арно — с того момента, как Руджери Спини построил свой семейный замок в 1289 году, и до момента, когда его купил Сальваторе Феррагамо,— и убедитесь, что в этом месте всегда жила итальянская культура
Руджери Спини, которого называли Джери, был одним из главных городских богачей, банкиром папы Бонифация VIII. Несколько поколений перестраивали и украшали дом, пока в 1680-м он не был продан семейству Баньяна, трем братьям-флорентийцам, которые добавили ему барочные украшения и сделали его тем зданием, что мы видим сейчас на углу.
Тут следует подробный рассказ о том, каким видели дворец его современники и с какими событиями он был связан. Это прежде всего многочисленные картины и гравюры, которые запечатлели самые разные моменты его существования, праздничные шествия и день страшного наводнения 3 ноября 1844 года, когда поднявшаяся река грозила затопить город. Посетителям выставки читают новеллы Боккаччо, в которых упомянуты жители дома, в том числе "донна Оретта, жена Джери Спини". Забавно, как люди, которых мы считали литературными персонажами, обретают историю в комнатах собственного дома. Рядом с изображением Боккаччо — изображение Данте. На терракотовых скульптурах школы Джованни делла Роббиа они выглядят как комическая пара: Уленшпигель и Ламме, Дон Кихот и Санчо.
Следуют истории XIX века, когда прерафаэлиты стали грезить о Данте и Беатриче, а британец Генри Холидей отправился во Флоренцию, чтобы изобразить момент их первой встречи — на набережной перед палаццо Спини Ферони. Вы наверняка видели эту картину. Для меня она похожа на момент съемки (даже кованый фонарь за спиной горбоносого Данте выглядит скорее прибором осветителя). На выставке показаны эскизы Холидея и рассказано о том, как тщательно он подбирал иконографию, изучая вид Понте Веккьо и состояние флорентийских мостовых, тогда кирпичных, за которыми он специально ездил в Сиену
Мы встречаемся со всеми обитателями дома, членами обосновавшегося здесь художественного кружка, посетителями знаменитой в позапрошлом веке библиотеки и с безумным ученым, которого считали колдуном уже в XIX веке. Джироламо Сегато увлекался мумифицированием и держал в верхних этажах свою лабораторию, в которой превращал органические препараты в камень. С его техникой петрификации можно познакомиться с помощью курьезного и страшноватого столика, поверхность которого инкрустирована по виду полудрагоценными камнями, по сути — образцами окаменевшей плоти.
В 1920-х годах в палаццо Спини работали три художественные галереи. Две занимались преимущественно античностью, ренессансом и неоклассицизмом, а вот третья, которая принадлежала Луиджи Беллини, стала для Флоренции настоящим центром современного искусства. Он собирал работы футуристов и метафизиков, одним из первых устроил большую экспозицию Джорджо де Кирико, выставлял Филиппо де Пизиса, Артуро Мартини, Джино Росси. Зал на нынешней выставке — воспроизведение одной из экспозиций Luigi Bellini Gallery. Отличная возможность почувствовать, какой была художественная жизнь Италии в 1930-х, если волны ее докатывались из бурного авангардного Рима до спокойной классической Флоренции. Впрочем, выставка как раз и должна напомнить о том, что было время, когда Флоренция, а не Рим, была столицей Италии.
И наконец, речь здесь идет о человеке, благодаря которому палаццо Спини Ферони не только уцелело, но и превратилось в музей. Сальваторе Феррагамо, сапожник и художник, купил его в 1938 году, вернувшись из Америки. С тех пор и до наших дней этот дом принадлежит Salvatore Ferragamo, марке и семье. И точно так же еще одна страница его истории — работы самого Сальваторе и его дочери Фьяммы — женские туфли, девять сотен моделей, разработанных в 1950-1960-х годах, в которых девушкам всего мира, а не только флорентийкам, славно было ходить, высматривая Данте.
"Дворец и город". Флоренция, палаццо Спини Ферони, до 3 апреля 2016 года
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2763934