
Джуд Лоу в роли Ленни Белардо, избранного папой римским Пием XIII. Кадр из сериала «Молодой Папа».
Кадры как картины
Для работы над сериалом в качестве оператора Паоло Сорренитно пригласил Луку Багоцци, который уже снимал для него фильмы «Великая красота» и «Молодость». Оператор, несомненно обладает отменным художественным вкусом и выстраивает кадры по законам живописи — следуя гармонии цветовой гаммы, стройности перспективы и композиционного построения.Палитра некоторых эпизодов перекликается с шедеврами Возрождения и барокко: то это золотисто-прозрачная живопись флорентийской школы, то диковатый архаизм сиенских мастеров, то тревожная выпуклая светотень Караваджо,
Флешбеки, видения и сюрреалистические сны героя нередко являют собой завуалированные реплики известных произведений. Как и живописные полотна, они иллюстрируют библейские сюжеты, хоть и не копируют буквально известные картины.
Помните жутковатый первый кадр сериала — ребенок, ползущий вверх по горе неподвижных тел младенцев?
Сразу вспоминается популярный сюжет- избиение младенцев: когда избежал казни и остался в живых только один — Избранный. В титрах сериала, в отличие от евангелического Младенца, ребенок буквально карабкается наверх по телам других. Может, это Антихрист?


- Кадр, которым открывается сериал "Молодой Папа".
- Мастерская Лукаса Кранаха старшего. Избиение младенцев (фрагмент). Ок. 1515 г. Национальный музей в Варшаве.

Микеланджело Буонарроти
1499



Джованни Беллини
1465, 81.3×127 см

И такие трактовки напрашиваются еще во множестве эпизодов — смотрите внимательно и вы получите изысканное удовольствие от разгадки этого изящного ребуса.
Картины как персонажи
Картины и скульптуры в сериале играют важную роль, причем в буквальном смысле. Их выбор не случаен, в кадре они фигурируют не просто как безмолвные свидетели; они придают происходящему особый символический смысл.Предательство. Приватные беседы Папы с сестрой Мэри, его воспитательницей, советчицей и правой рукой,неоднократно происходят на фоне картины «Тайная вечеря» — запечатленной в живописи сокровенной встречи единомышленников, если не заговорщиков. И один из участников — предатель-Иуда. Уж не символизирует ли он двойную игру монахини, желающей добра своему воспитаннику, уж не предательством ли являются ее сговор с недоброжелателями Ленни, пусть и совершенный, по ее убеждению, во благо?


Богоизбранность. Многие сцены, в которых Папа проявляет особый цинизм и высокомерие, сняты в официальном кабинете Папской библиотеки. Над креслом понтифика мы видим картину Антониаццо Романо «Мария с Младенцем,святые Петр и Павел и 12 магистров Роты». Святые на картине крупнее по размеру и расположены выше коленопреклоненных смертных.
Полотно висит над головой Папы и словно напоминает визитерам (даже премьер-министру): вы — там, внизу, у ног Божества, а Папа — единственная связь между ним и вами. Знайте свое место!


Антониаццо Романо
1485, 187×212 см Надо сказать, интерьер помещения папского кабинета для приемов именно такой в реальности, и именно эта картина там и висит. На противоположной стороне комнаты расположена картина «Воскресенье» Пьетро Перуджино, но нам ее показывают реже.

Пьетро Перуджино
1499, 233×165 см Человечность. Кардинал Анджело Войелло, антагонист Ленни, поначалу кажется нам воплощением всех пороков папской курии. В последней серии, когда он беседует со своим воспитанником, ребенком-инвалидом, мы неожиданно видим на стенах его апартаментов жизнерадостные и пышные фруктовые натюрморты XVII века. Сочные, яркие овощи и фрукты торжествующе проступают из полумрака комнаты. Мы задумываемся: а так ли ужасен Войелло? Ему ли одному присущи человеческие слабости — мелкое тщеславие, склонность к манипуляциям, странные эротические предпочтения? Задержись, занесенная рука с зажатым в кулаке камнем, — Войелло простой человек, в котором смешались грехи и добродетели, и ему не чужды доброта, милосердие и способность любить.


Испанский художник Хосе де Рибера на своей картине изобразил итальянку Магдалену Вентуру с супругом и ребенком. В молодости она была обычной дамой, вышла замуж и родила троих сыновей, но в возрасте 37 лет у нее вдруг начала расти борода. Живописец допустил небольшую вольность — картина написана в 1561 году, и Магдалена уже не могла кормить грудью младенца, так как ей в то время было уже 52 года.
Мы видим очень странную, пугающую семью, но это все-таки семья. Она противопоставляется прекрасным, светлым образам родителей Ленни, постоянно всплывающим в его памяти. Их лики великолепны, как ангелы, но, к сожалению,не реальны, это всего лишь манящая химера из прошлого.

Хосе де Рибера
1631, 196×127 см

Иллюстрация: Бэнкси. Христос с пакетами для шоппинга, 2004.
Титры сериала "Молодой Папа" как арт-галерея
Во время начальных титров нам показывают 10 произведений искусства, мимо которых проходит Ленни с блаженной улыбочкой. Сразу уточним, что только одно из этих произведений находится в Ватикане, зато все они косвенно отражают события сериала.
Геррит ван Хонтхорст
1606 У этой прелестной, теплой картины утрехского караваджиста Хонхорста печальная судьба. Она выставлялась в Галерее Уфицци и в 1993 была практически уничтожена во время взрыва при мафиозных «разборках». В «Фиате», припаркованном между стенами Академии Горгофили и галереи Уффици, сработало взрывное устройство; взрывом были частично разрушены стены старинных построек, убиты 5 человек и уничтожены 3 картины, включая «Поклонение…». Работу пытались реставрировать, но она восстановлена только частично. Картина мелькает в кадре, так как тема мафии затрагивается в сериале.

Пьетро Перуджино
1482, 330×550 см Фреска Перуджино — едиснтвенная работа из титров с ватиканской пропиской: она украшает Сикстинскую капеллу. Христос в присутствии множества свидетелей вручает святому Петру ключи от рая. Это символ верховной духовной власти, дающей право решать, кого впустить в Царство небесное, а кого нет.


Микеланджело Меризи де Караваджо
1601, 230×175 см Эта картина самая, пожалуй, известная, из десяти, показанных в титрах «Молодого Папы». Савл изначально был фарисеем и слыл ярым гонителем христиан. Однажды на пути в Дамаск с ним случилась история, описанная в «Деяниях апостолов»: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос,говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». После этого Савл изменился и стал добрым христианином. Мы его знаем под именем апостола Павла, основателя Святого престола. В Апостольском дворце имеется одноименная фреска,написанная в 1540 году другим Микеланджело — уже упомянутым нами Буанаротти. Думается, авторы показывают«Обращение…» кисти Караваджо, чтобы подчеркнуть личностную и духовную эволюцию главного героя сериала, которую мы наблюдаем в течении всего действа.

Франческо Айец
1820-е , 210×280 см Знаменитый пустынник изображен верхом на белом муле, в момент его пламенного обращения к верующим. Страстный проповедник и борец за веру, он считается первым организатором и идейным вдохновителем Крестовых походов — этим он, похоже, и занимается на картине. Упоминание Петра Амьенского подчеркивает радикальные взгляды молодого Папы,ведь Ленни тоже пытается организовать «крестовый поход» против легкомысленного отношения современников к Церкви.

Джентиле да Фабриано
1415, 64×87 см Как и Ленни, Франциск был «духовным революционером» своего времени. Он призывал во имя Бога отказаться от всего земного и тщетного, пытаясь отвратить Церковь от формализма и лицемерия. Правда, во время визита босоногих францисканцев молодой Папа брезгливо пеняет им за запах, исходящих от их ступней. Вот такой он противоречивый парень…

Матео Черезо Младший
1660, 246×208 см Августинский монах Фома прославился своим милосердием и жертвенностью. Всегда упоминается раздающим милостыню нищим. Это мы видим и на картине. Тема милосердия с разной степенью отчетливости красной нитью проходит через весь сериал.

Пассиньяно (Доменико Крести)
1618 Микеланджело не строил весь собор, он переделывал купол, на него он и указывает. Тоже весьма символично — перестройка главного католического собора, некоего навершия, словно отражает реформирование папской власти,да и всей Церкви, что и пытается проделать Ленни. Добавим, что постройка собора и реконструкция площади Святого Петра в 16 веке были поистине грандиозными проектами, но и очень затратными. Немилосердные поборы с верующих и торговля индульгенциями, которые так поразили в свое время Мартина Лютера, имели целью не только стяжательство и личное обогащение духовенства, они были призваны пополнить истощенную казну Святого Престола. Прекрасные и грандиозные архитектурные сооружения стали косвенной причиной всколыхнувшейся волны Реформации. Оппоненты Папы в сериале опасаются, что его революционные действия могут привести к катастрофе.

Франсуа Дюбуа
1572, 94×154 см Ярчайшее отображение кровавого преступления ради веры. «Цель оправдывает средства!» — в наше время цинизм этого изречения ужасает, но в иные времена оно двигало массы. Молодой Папа нередко проявляет жестокость, идя к высокой цели. Ждать ли отмщения со стороны Мироздания?

Называется она «Час девятый» — время смерти Христа на кресте. По-видимому, символизирует кризис института папства. Для фильма создали копию скульптуры, оригинал был продан в 2001 году на аукционе «Кристи» за 886000 $.
Как снимали шедевры
В одном из интервью Соррентино упомянул, что Ватикан наотрез отказался помогать в съемках фильма. Ни одна сцена не была снята на территории Ватикана. Все, что вы видите — Ватиканские сады, Сикстинская капелла, Папская библиотека и другие интерьеры, — все это воссоздано командой опытных декораторов под руководством Лауры Казалини. Единственное, что есть аутентичного в кадре, — это одеяния священников. Их шили в том же ателье, где делают и настоящую одежду для ватиканских кардиналов и самого Папы.
Лаура Казалини уже участвовала в работе над подобным проектом — она делала декорации для полнометражного фильма «У нас есть Папа» (Италия-Франция, 2011, реж. Нанни Моретти). В фильме тоже, естественно, фигурирует Сикстинская капелла. Для «Молодого Папы» использовали макет нижней половины фрески. Верхнюю половину и потолок размером с две баскетбольные площадки не пришлось расписывать, его «дорисовали» на компьютере. А вот со стенами и «Страшным судом» художникам пришлось повозиться. https://artchive.ru/news/2384~Molodoj_Papa...